РД-3112199-1089-02

     

НОРМЫ СРОКОВ СЛУЖБЫ СТАРТЕРНЫХ
СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И АВТОПОГРУЗЧИКОВ

     

Срок действия с 01.01.03
по 01.01.08



РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ).

СОГЛАСОВАНО

Руководитель Департамента материально-технического и социального обеспечения МНС России Н.В.Руцкой 18.06.2003 год

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра транспорта Российский Федерации А.П.Насонов 28.09.2002 год

Руководитель Департамента автомобильного транспорта А.Б.Пинсон 26.09.2002 г.

Начальник отдела сертификации и производственно-технической политики А.И.Кузнецов 25.09.2002 г.

Решение о применении документов на автомобильном транспорте


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации А.Б.Пинсон 26 сентября 2002 г.

Рассмотрев представленный НИИАТом документ "Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков", принято решение о принятии к применению на автомобильном транспорте со сроком действия с 01.01.03. по 01.01.08.     

Начальник Отдела сертификации и производственно-технической политики А.И.Кузнецов


Нормативы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Применение нормативов обеспечит повышение степени использования ресурса аккумуляторных батарей и улучшение контроля за правильностью их эксплуатации.

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы до списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (далее АКБ) автотранспортных средств и автопогрузчиков при типовых условиях эксплуатации. Они должны использоваться владельцами эксплуатируемых автотранспортных средств и автопогрузчиков при организации учета выработки ресурса АКБ, при оценке их остаточной емкости и для решения вопросов определения допустимости списания или необходимости продолжения эксплуатации АКБ.


Таблица 1 - Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков

N пп

Автотранспортные средства
и автопогрузчики

Срок службы* аккумуляторных батарей, лет

Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика при выполнении перевозок, не менее:

городских

пригородных

междугородных

сельскохо-
зяйственных

1

2

3

4

5

6

7

1.

Грузовые автомобили

2,5

87000 км

150000 км

250000 км

225000 км

2.

Специальные автомобили на шасси грузовых автомобилей

3,0

3000 моточасов

-

-

-

3.

Легковые автомобили индивидуального пользования

4,0

60000 км

-

-

-

4.

Легковые автомобили, служебные и используемые для коммерческих перевозок пассажиров, малотоннажные грузовые автомобили (в т.ч. пикапы и фургоны) на базе легковых автомобилей

2,5

112000 км

-

-

-

5.

Легковые автомобили-такси

1,75

70000 км

-

-

-

6.

Специальные автомобили на шасси легковых автомобилей

2,75

3000 моточасов

-

-

-

7.

Автобусы

2,0

130000 км

160000 км

220000 км

-

8.

Подъемно-транспортные машины, в т.ч. автопогрузчики

3,0

3000 моточасов

-

-

-

* При условии выполнения требований инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи



Нормы сроков службы заданы в годах, начиная с даты введения АКБ в эксплуатацию. Списание АКБ допускается при условиях выполнения установленной наработки согласно таблице 1 (автотранспортным средством - в размерности пробега в тыс. км, а автопогрузчиком - в моточасах) и при невозможности восстановления АКБ зарядом, после выявления признаков неисправностей, указанных в приложении 1.

При выполнении автотранспортным средством установленного пробега на соответствующем виде перевозок (или автопогрузчиком наработки) за меньший период времени допускается сокращение норматива срока службы эксплуатируемой на нем АКБ до соответствующего этому моменту времени сроку эксплуатации батареи.

Для подтверждения факта выработки АКБ установленного нормативного срока службы владельцам (или должностным лицам, ответственным за эксплуатацию) автотранспортных средств целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания АКБ от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку АКБ учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства или автопогрузчики, т.е. в км пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации АКБ на разных автотранспортных средствах (автопогрузчиках) учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств (автопогрузчиков) с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки АКБ после выполнения этих работ.

Обезличивание АКБ при эксплуатации, в т.ч. при выполнении их ТО и ремонта, не допускается.

Форма карточки (ведения базы данных) учета наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных АКБ представлена в приложении 2.

Для подтверждения условий допустимости списания батарей (т.е. невозможности восстановления АКБ зарядом и наличия признаков неисправностей, при которых допускается списание) выполняют определенный комплекс работ, технология проведения и объем которых не зависят от конструкции свинцово-кислотных аккумуляторных АКБ или места их изготовления.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1.

Решение о списании АКБ принимают по результатам учета ее наработки и выполнения установленной процедуры проверки технического состояния. Решение о списании оформляют актом по форме приложения 3.

В таблице 1 приведены типовые нормы сроков службы АКБ для I-й категории условий эксплуатации автотранспортных средств и автопогрузчиков в умеренном климате, при невысокой интенсивности их эксплуатации, в предусмотренных изготовителем нормальных нагрузочно-временных условиях работы батареи. При этом интенсивность эксплуатации автотранспортных средств определяется средним годовым пробегом, а автопогрузчиков - средней годовой наработкой в моточасах.

Сроки службы стартерных АКБ, эксплуатируемых на автотранспортных средствах в более жестких условиях эксплуатации, или в более суровых природно-климатических условиях, либо в особо жестких нагрузочных режимах с повышенной нагрузкой по току разряда, с более глубоким разрядом и (или) с большей повторяемостью цикла заряд-разряд, следует устанавливать путем индивидуального корректирования типовых норм в сторону смягчения.

Для назначения таких смягченных норм, индивидуальных для конкретных автотранспортных средств и автопогрузчиков, предусматривается следующая процедура корректирования.

Владельцы или должностные лица, ответственные за эксплуатацию автотранспортных средств и автопогрузчиков, в зависимости от условий эксплуатации автотранспортных средств, автопогрузчиков и установленных на них стартерных АКБ, принимают решение о допустимости применения типовых норм или необходимости их индивидуального корректирования. Величины среднего годового пробега автотранспортных средств и автопогрузчиков, при превышении которых рекомендуется корректирование типовых норм пробега стартерных АКБ, указаны в табл.2.


Таблица 2 - Годовая наработка автотранспортных средств и автопогрузчиков, при которой допускается применение типовых норм сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs