РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ОБЪЕМОВ ИНФОРМАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМ СБОРА И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ЭНЕРГОСИСТЕМАХ
УТВЕРЖДЕНЫ Научно-техническим советом Минэнерго СССР (протокол от 31.01.80 г. N 16)
Настоящие "Руководящие указания по выбору объемов информации, проектированию систем сбора и передачи информации в энергосистемах" составлены институтом "Энергосетьпроект" при участии институтов "Сельэнергопроект", "Гидропроект", "Теплоэлектропроект" и ПО "Союзтехэнерго".
Окончательная редакция Руководящих указаний подготовлена постоянной экспертной комиссией по средствам диспетчерского и технологического управления научно-технического совета Минэнерго СССР в составе: Б.П.Белоус (ПО "Союзтехэнерго"); А.В.Беззуб (Энергосетьпроект), А.А.Казаков, У.К.Курбан-Галиев (ЦДУ ЕЭС СССР), В.Э.Сапирштейн (Сельэнергопроект), В.А.Серебряный (Энергосетьпроект). С выходом настоящих Руководящих указаний действие "Основных положений по объемам средств телемеханики и связи в энергетических системах" (БТИ ОРГРЭС, 1966) отменяется.
1.1. Действие Руководящих указаний (РУ) распространяется на вновь сооружаемые, расширяемые и реконструируемые тепловые, атомные и гидроэлектростанции, подстанции, линии электропередачи, объединенные диспетчерские управления и их диспетчерские пункты, производственные энергетические объединения (районные энергетические управления) и центральные диспетчерские пункты энергосистем, предприятия, районы, участки электрических и тепловых сетей и их диспетчерские пункты, центральные производственно-ремонтные предприятия.
В РУ рассматриваются объемы и потоки информации для подсистемы управления производством, преобразованием и распределением электрической энергии и тепла - ОАСУ "Энергия".
В настоящих РУ не рассматриваются объемы и потоки информации в подсистеме управления энергетическим строительством и стройиндустрии, кроме общих принципиальных решений, определяющих ее положение в структуре отраслевой автоматизированной системы управления - ОАСУ "Энергия" и включение в сеть связи Минэнерго СССР.
1.2. Руководящие указания являются нормативно-техническим документом, на основании которого выдаются задания и осуществляется проектирование и разработка технических средств сбора и передачи информации в энергетических системах и объединениях и ведется приемка в эксплуатацию вновь сооружаемых, расширяемых и реконструируемых энергетических объектов.
1.3. Принятые в РУ термины и определения приведены в приложении.
1.4. Руководящие указания составлены исходя из организационных структур производственно-хозяйственного и диспетчерского управления в энергетических системах, приведенных на рис.1 и 2, и общих принципов создания комплексной системы передачи информации и связи в ОАСУ "Энергия", приведенной на рис.3.
Рис.1. Структура производственно-хозяйственного управления энергетической системой ВПОЭ - Всесоюзное производственное объединение энергетики
Примечания: 1. Уровни управления приняты согласно Генеральной схеме управления отраслью, утвержденной Минэнерго СССР. 2. Состав производственных подразделений, находящихся в производственно-хозяйственном управлении ПЭО (РЭУ), уточняется в зависимости от конкретных условий
Рис.2. Структурная схема диспетчерского управления энергетической системой
Примечания: 1. - непосредственное оперативное управление; - оперативное ведение. 2. Состав энергетических объектов, находящихся в непосредственном оперативном управлении и оперативном ведении диспетчерских пунктов, уточняется в зависимости от конкретных условий. 3. В целях повышения надежности и оперативности диспетчерского управления может предусматриваться непосредственное оперативное управление с ДП ОДУ наиболее важными энергетическими объектами через оперативный персонал этих объектов
Рис.3. Структурная схема комплексной системы передачи информации и связи в ОАСУ "Энергия"
Примечания: 1. - электростанции; - электрические подстанции. 2. Для всех звеньев управления предусматривается использование общегосударственных сетей связи (ОГСС). 3. Пунктиром показаны намечаемые объекты и связи. 4. Связи с энергодиспетчерами ж.д., газо- и нефтепроводов и др. 5. К данному звену управления относятся также ГПУЭ и Э союзных республик
1.5. В энергетических системах и объединениях создаются системы сбора и передачи информации (ССПИ), предназначенные для:
- организационно-экономического управления;
- оперативно-диспетчерского контроля и управления, в том числе автоматизированных систем диспетчерского управления;
- системной автоматики и релейной защиты.
Виды используемой информации в энергетических системах и объединениях приведены в табл.1.
Таблица 1
Виды используемой информации в энергетических системах и объединениях
Назначение информации | Виды информации | Уровни приоритета исполь- зования информации | Время пере- дачи, с | Готовность системы передачи, не менее |
1. Организационно-экономическое (производственно-хозяйственное) управление | Планово-экономическая, производственно-хозяйственная - ТТС, СС | - | - | - |
Алфавитно-цифровая (данные) - ТТ, AT, ПД, по ВКСПД | - | - | - | |
Фотокопии документов - ФТГ | - | - | - | |
2. Оперативно-диспетчерский контроль и управление текущим режимом, в том числе АСДУ | Телеинформация контроля и управления - ТИ, ТС, ТУ, ТИВ, АПТС | IV | 5-10 | 0,98 |
Алфавитно-цифровая (данные) - ПД по ВКСПД | - | - | - | |
То же - ПД по НКТЧ | IV | До 30 | - | |
То же - ПД по НКТЧ | V | Более 30 | - | |
Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС, СС | - | - | - | |
Фотокопии документов - ФТГ | - | - | - | |
3. Ремонтно-эксплуатационное обслуживание энергетических объектов | Технологическая - ТТС | - | - | - |
4. Система автоматического регулирования частоты, мощности и напряжения | Телеинформация состояния энергообъектов и САРЧМ - ТИ, ТС | III | 0,5-1 | 0,997 |
Управляющая телеинформация - ТР, ТУ | III | 0,5-1 | 0,99 | |
Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС | - | - | - | |
Алфавитно-цифровая (данные) - ПД по НКТЧ | III | 0,5-1 | - | |
5. Система противоаварийной автоматики | Телеинформация состояния энергообъектов и системы ПА - ТИ, ТС | II | 1-3 | 0,997 |
Сигналы настройки и контроля ПА - сигналы Н, К | II | 1-3 | 0,998 | |
Управляющие сигналы ПА - сигналы А, У | II | 0,03-0,05 | 0,99 | |
Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС | - | - | - | |
6. Релейная защита и автоматика ВЛ | Управляющие и блокирующие сигналы - РЗ, СА | I | 0,03-0,05 | 0,998 |
Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС | - | - | - |
Примечания: 1. Уровни приоритета использования информации применяются при разработке и проектировании многофункциональных комплексных систем сбора и передачи информации и могут уточняться в технических условиях на эти системы. 2. Указана рекомендуемая готовность системы передачи информации, включая устройства телемеханики и канал связи. Готовность определяется как отношение времени безотказной работы к общему времени продолжительности эксплуатации системы передачи с учетом перерывов в работе вследствие неисправностей и по другим причинам.
1.6. В состав технических средств ССПИ энергетических систем и объединений входят:
- измерительные преобразователи электрических и неэлектрических величин;
- сигнальные и исполнительные устройства;
- аппаратура и устройства передачи телеинформации, в том числе телеизмерений, телесигнализации, телеуправления, телерегулирования и противоаварийной автоматики;
- аппаратура и устройства передачи алфавитно-цифровой информации (данных), устройства для передачи печатных текстов и изображений;
- устройства связи для проведения оперативных совещаний;
- каналы связи различного назначения;
- мини и микро ЭВМ, используемые для сбора и передачи информации.
1.7. Каналы связи, используемые в ССПИ всех уровней управления, образуют единую сеть связи Минэнерго СССР, в которую входят магистральные кабельные и радиорелейные линии, многоканальные системы ВЧ связи по фазным проводам и тросам линий электропередачи, арендованные каналы общегосударственной сети связи и других ведомств, местные проводные линии и средства УКВ радиосвязи.
1.8. Проектирование и внедрение ССПИ должно осуществляться на основе определения объемов и потоков информации для данного уровня управления и выполнения требований по обмену информацией с вышестоящим уровнем управления.
Для вновь создаваемых или реконструируемых энергетических объектов и уровней управления технические решения по обмену информацией должны приниматься с учетом действующих ССПИ.
Проектируемый состав технических средств ССПИ должен обеспечивать возможность развития системы управления данного уровня на перспективу согласно Руководящим указаниям и нормативам по проектированию развития энергосистем.
1.9. Определение объемов информации, необходимых для управления энергетическими объектами, и выбор технических средств передачи производятся в зависимости от значения энергообъекта в энергетической системе и объединении, объема автоматизации энергообъекта, структуры диспетчерского и производственно-хозяйственного управления, требований со стороны автоматизированных и автоматических систем управления.
1.10. Средства телемеханики для объектов без постоянного оперативного персонала должны выбираться с учетом требований оперативного обслуживания и оснащенности объекта устройствами противоаварийной, режимной и технологической автоматики.
Если осуществление поставленной задачи возможно как средствами автоматики, так и средствами телемеханики, то при равноценных технико-экономических показателях предпочтение должно отдаваться устройствам автоматики.
1.11. Средства связи должны выбираться исходя из обеспечения энергетических объектов необходимыми каналами телефонной связи для нужд диспетчерского и производственно-хозяйственного управления, каналами телемеханики, передачи данных, системной автоматики и релейной защиты.
1.12. Оснащение диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергообъектов диспетчерским оборудованием, контрольно-измерительной и испытательной аппаратурой, оборудованием электропитания, средствами часофикации, радиофикации и т.п. должно предусматриваться в соответствии с нормами технологического проектирования диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергосистем и "Руководящими указаниями по проектированию электропитания средств диспетчерского и технологического управления в энергосистемах" (СЦНТИ ОРГРЭС, 1974).
1.13. Оснащение энергетических объектов, обеспечиваемых централизованным электроснабжением и обслуживаемых абонентами, предусматривается на основе требований "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей"* (Энергия, 1977) и настоящих РУ. Состав СДТУ и реализация технических решений согласовываются при конкретном проектировании с учетом директивных решений Минэнерго СССР об использовании аппаратуры связи и телемеханики в энергосистемах.
________________
* На территории Российской Федерации действуют Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
2.1.1. В создаваемой отраслевой автоматизированной системе управления ОАСУ "Энергия" выделяются следующие системы управления:
- автоматизированная система управления организационно-экономической деятельностью (АСУ ОЭ);
- автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ);
- автоматизированная система управления подрядным энергетическим строительством, производством и реализацией промышленной продукции (АСУС).
2.1.2. Технической базой автоматизации организационно-экономического управления отраслью энергетики является совокупность управляющих вычислительных и информационно-вычислительных центров и средств сбора и передачи данных, объединяемых в систему сбора и обработки данных (ССОД) ОАСУ "Энергия", охватывающую все уровни управления и объекты.