РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫБОРУ ОБЪЕМОВ ИНФОРМАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЮ СИСТЕМ СБОРА И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ЭНЕРГОСИСТЕМАХ



УТВЕРЖДЕНЫ Научно-техническим советом Минэнерго СССР (протокол от 31.01.80 г. N 16)


Настоящие "Руководящие указания по выбору объемов информации, проектированию систем сбора и передачи информации в энергосистемах" составлены институтом "Энергосетьпроект" при участии институтов "Сельэнергопроект", "Гидропроект", "Теплоэлектропроект" и ПО "Союзтехэнерго".

Окончательная редакция Руководящих указаний подготовлена постоянной экспертной комиссией по средствам диспетчерского и технологического управления научно-технического совета Минэнерго СССР в составе: Б.П.Белоус (ПО "Союзтехэнерго"); А.В.Беззуб (Энергосетьпроект), А.А.Казаков, У.К.Курбан-Галиев (ЦДУ ЕЭС СССР), В.Э.Сапирштейн (Сельэнергопроект), В.А.Серебряный (Энергосетьпроект). С выходом настоящих Руководящих указаний действие "Основных положений по объемам средств телемеханики и связи в энергетических системах" (БТИ ОРГРЭС, 1966) отменяется.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Действие Руководящих указаний (РУ) распространяется на вновь сооружаемые, расширяемые и реконструируемые тепловые, атомные и гидроэлектростанции, подстанции, линии электропередачи, объединенные диспетчерские управления и их диспетчерские пункты, производственные энергетические объединения (районные энергетические управления) и центральные диспетчерские пункты энергосистем, предприятия, районы, участки электрических и тепловых сетей и их диспетчерские пункты, центральные производственно-ремонтные предприятия.

В РУ рассматриваются объемы и потоки информации для подсистемы управления производством, преобразованием и распределением электрической энергии и тепла - ОАСУ "Энергия".

В настоящих РУ не рассматриваются объемы и потоки информации в подсистеме управления энергетическим строительством и стройиндустрии, кроме общих принципиальных решений, определяющих ее положение в структуре отраслевой автоматизированной системы управления - ОАСУ "Энергия" и включение в сеть связи Минэнерго СССР.

1.2. Руководящие указания являются нормативно-техническим документом, на основании которого выдаются задания и осуществляется проектирование и разработка технических средств сбора и передачи информации в энергетических системах и объединениях и ведется приемка в эксплуатацию вновь сооружаемых, расширяемых и реконструируемых энергетических объектов.

1.3. Принятые в РУ термины и определения приведены в приложении.

1.4. Руководящие указания составлены исходя из организационных структур производственно-хозяйственного и диспетчерского управления в энергетических системах, приведенных на рис.1 и 2, и общих принципов создания комплексной системы передачи информации и связи в ОАСУ "Энергия", приведенной на рис.3.


Рис.1. Структура производственно-хозяйственного управления энергетической системой ВПОЭ - Всесоюзное производственное объединение энергетики

Примечания: 1. Уровни управления приняты согласно Генеральной схеме управления отраслью, утвержденной Минэнерго СССР. 2. Состав производственных подразделений, находящихся в производственно-хозяйственном управлении ПЭО (РЭУ), уточняется в зависимости от конкретных условий


Рис.2. Структурная схема диспетчерского управления энергетической системой

Примечания: 1. - непосредственное оперативное управление; - оперативное ведение. 2. Состав энергетических объектов, находящихся в непосредственном оперативном управлении и оперативном ведении диспетчерских пунктов, уточняется в зависимости от конкретных условий. 3. В целях повышения надежности и оперативности диспетчерского управления может предусматриваться непосредственное оперативное управление с ДП ОДУ наиболее важными энергетическими объектами через оперативный персонал этих объектов


Рис.3. Структурная схема комплексной системы передачи информации и связи в ОАСУ "Энергия"

Примечания: 1. - электростанции; - электрические подстанции. 2. Для всех звеньев управления предусматривается использование общегосударственных сетей связи (ОГСС). 3. Пунктиром показаны намечаемые объекты и связи. 4. Связи с энергодиспетчерами ж.д., газо- и нефтепроводов и др. 5. К данному звену управления относятся также ГПУЭ и Э союзных республик

1.5. В энергетических системах и объединениях создаются системы сбора и передачи информации (ССПИ), предназначенные для:

- организационно-экономического управления;

- оперативно-диспетчерского контроля и управления, в том числе автоматизированных систем диспетчерского управления;

- системной автоматики и релейной защиты.

Виды используемой информации в энергетических системах и объединениях приведены в табл.1.

Таблица 1

Виды используемой информации в энергетических системах и объединениях

Назначение информации

Виды информации

Уровни приоритета исполь- зования информации

Время пере- дачи, с

Готовность системы передачи, не менее

1. Организационно-экономическое (производственно-хозяйственное) управление

Планово-экономическая, производственно-хозяйственная - ТТС, СС

-

-

-

Алфавитно-цифровая (данные) - ТТ, AT, ПД, по ВКСПД

-

-

-

Фотокопии документов - ФТГ

-

-

-

2. Оперативно-диспетчерский контроль и управление текущим режимом, в том числе АСДУ

Телеинформация контроля и управления - ТИ, ТС, ТУ, ТИВ, АПТС

IV

5-10

0,98

Алфавитно-цифровая (данные) - ПД по ВКСПД

-

-

-

То же - ПД по НКТЧ

IV

До 30

-

То же - ПД по НКТЧ

V

Более 30

-

Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС, СС

-

-

-

Фотокопии документов - ФТГ

-

-

-

3. Ремонтно-эксплуатационное обслуживание энергетических объектов

Технологическая - ТТС

-

-

-

4. Система автоматического регулирования частоты, мощности и напряжения

Телеинформация состояния энергообъектов и САРЧМ - ТИ, ТС

III

0,5-1

0,997

Управляющая телеинформация - ТР, ТУ

III

0,5-1

0,99

Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС

-

-

-

Алфавитно-цифровая (данные) - ПД по НКТЧ

III

0,5-1

-

5. Система противоаварийной автоматики

Телеинформация состояния энергообъектов и системы ПА - ТИ, ТС

II

1-3

0,997

Сигналы настройки и контроля ПА - сигналы Н, К

II

1-3

0,998

Управляющие сигналы ПА - сигналы А, У

II

0,03-0,05

0,99

Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС

-

-

-

6. Релейная защита и автоматика ВЛ

Управляющие и блокирующие сигналы - РЗ, СА

I

0,03-0,05

0,998

Оперативная и технологическая - ДТС, ТТС

-

-

-


Примечания: 1. Уровни приоритета использования информации применяются при разработке и проектировании многофункциональных комплексных систем сбора и передачи информации и могут уточняться в технических условиях на эти системы. 2. Указана рекомендуемая готовность системы передачи информации, включая устройства телемеханики и канал связи. Готовность определяется как отношение времени безотказной работы к общему времени продолжительности эксплуатации системы передачи с учетом перерывов в работе вследствие неисправностей и по другим причинам.

1.6. В состав технических средств ССПИ энергетических систем и объединений входят:

- измерительные преобразователи электрических и неэлектрических величин;

- сигнальные и исполнительные устройства;

- аппаратура и устройства передачи телеинформации, в том числе телеизмерений, телесигнализации, телеуправления, телерегулирования и противоаварийной автоматики;

- аппаратура и устройства передачи алфавитно-цифровой информации (данных), устройства для передачи печатных текстов и изображений;

- устройства связи для проведения оперативных совещаний;

- каналы связи различного назначения;

- мини и микро ЭВМ, используемые для сбора и передачи информации.

1.7. Каналы связи, используемые в ССПИ всех уровней управления, образуют единую сеть связи Минэнерго СССР, в которую входят магистральные кабельные и радиорелейные линии, многоканальные системы ВЧ связи по фазным проводам и тросам линий электропередачи, арендованные каналы общегосударственной сети связи и других ведомств, местные проводные линии и средства УКВ радиосвязи.

1.8. Проектирование и внедрение ССПИ должно осуществляться на основе определения объемов и потоков информации для данного уровня управления и выполнения требований по обмену информацией с вышестоящим уровнем управления.

Для вновь создаваемых или реконструируемых энергетических объектов и уровней управления технические решения по обмену информацией должны приниматься с учетом действующих ССПИ.

Проектируемый состав технических средств ССПИ должен обеспечивать возможность развития системы управления данного уровня на перспективу согласно Руководящим указаниям и нормативам по проектированию развития энергосистем.

1.9. Определение объемов информации, необходимых для управления энергетическими объектами, и выбор технических средств передачи производятся в зависимости от значения энергообъекта в энергетической системе и объединении, объема автоматизации энергообъекта, структуры диспетчерского и производственно-хозяйственного управления, требований со стороны автоматизированных и автоматических систем управления.

1.10. Средства телемеханики для объектов без постоянного оперативного персонала должны выбираться с учетом требований оперативного обслуживания и оснащенности объекта устройствами противоаварийной, режимной и технологической автоматики.

Если осуществление поставленной задачи возможно как средствами автоматики, так и средствами телемеханики, то при равноценных технико-экономических показателях предпочтение должно отдаваться устройствам автоматики.

1.11. Средства связи должны выбираться исходя из обеспечения энергетических объектов необходимыми каналами телефонной связи для нужд диспетчерского и производственно-хозяйственного управления, каналами телемеханики, передачи данных, системной автоматики и релейной защиты.

1.12. Оснащение диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергообъектов диспетчерским оборудованием, контрольно-измерительной и испытательной аппаратурой, оборудованием электропитания, средствами часофикации, радиофикации и т.п. должно предусматриваться в соответствии с нормами технологического проектирования диспетчерских пунктов и узлов СДТУ энергосистем и "Руководящими указаниями по проектированию электропитания средств диспетчерского и технологического управления в энергосистемах" (СЦНТИ ОРГРЭС, 1974).

1.13. Оснащение энергетических объектов, обеспечиваемых централизованным электроснабжением и обслуживаемых абонентами, предусматривается на основе требований "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей"* (Энергия, 1977) и настоящих РУ. Состав СДТУ и реализация технических решений согласовываются при конкретном проектировании с учетом директивных решений Минэнерго СССР об использовании аппаратуры связи и телемеханики в энергосистемах.

________________

* На территории Российской Федерации действуют Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

2.1. Организационно-экономическое управление

2.1.1. В создаваемой отраслевой автоматизированной системе управления ОАСУ "Энергия" выделяются следующие системы управления:

- автоматизированная система управления организационно-экономической деятельностью (АСУ ОЭ);

- автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ);

- автоматизированная система управления подрядным энергетическим строительством, производством и реализацией промышленной продукции (АСУС).

2.1.2. Технической базой автоматизации организационно-экономического управления отраслью энергетики является совокупность управляющих вычислительных и информационно-вычислительных центров и средств сбора и передачи данных, объединяемых в систему сбора и обработки данных (ССОД) ОАСУ "Энергия", охватывающую все уровни управления и объекты.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs