Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52736-2007 Короткие замыкания в электроустановках. Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания

     

     5.4 Определение механических напряжений в материале проводников и механических нагрузок на опоры при коротком замыкании

5.4.1 Расчет шинных конструкций, обладающих высокой жесткостью

5.4.1.1 При расчете шинной конструкции, обладающей высокой жесткостью, шину в любом пролете между изоляторами, кроме крайних, следует рассматривать как стержень (балку). Наличие ответвлений допускается не учитывать.

5.4.1.2 Максимальное напряжение в материале шины , Па, и нагрузку на изолятор шинной конструкции высокой жесткости , Н, при трехфазном КЗ следует определять по формулам:

;                                           (12)

     
,                                                    (13)


где - максимальная сила, возникающая в многопролетной балке при трехфазном КЗ, Н, определяемая по формуле (2);

- длина пролета, м;

и - коэффициенты, зависящие от условия опирания (закрепления) шин, а также числа пролетов конструкции с неразрезными шинами (таблица 2);

- момент сопротивления поперечного сечения шины, м; формулы для его расчета приведены в таблице 4.


Таблица 4 - Формулы для определения момента инерции и момента сопротивления поперечных сечений шин

Форма поперечного сечения и расположение шин

Расчетные формулы


, м

, м
































,
где





Примечание - Когда прокладки приварены к обеим полосам пакета, то вместо формул, отмеченных * и **, следует применять формулы:

* ;   ;

** ;  .



При двухфазном КЗ

;                                                     (14)

     
,                                                    (15)


где - максимальная сила, возникающая в многопролетной балке при двухфазном КЗ, Н, и определяемая по формуле (3).

При расчете напряжений в области сварных соединений, находящихся на расстоянии от опорного сечения, в формулы (12) и (14) следует подставлять значения , вычисленные в соответствии с таблицей А.1 (приложение А).

5.4.1.3 Электродинамические нагрузки на отдельные проводники составных шин (рисунок 4) обусловлены взаимодействием их токов с токами проводников других фаз и с токами других элементов проводника одной и той же фазы. Максимальное напряжение в материале составных шин при КЗ допускается определять по формуле

,                                            (16)


где - максимальное напряжение в материале шины, обусловленное взаимодействием тока данного проводника с токами проводников других фаз, Па, которое в зависимости от вида КЗ следует определять по формулам (12) или (14);

- максимальное напряжение в материале шины, обусловленное взаимодействием токов отдельных элементов проводника одной фазы, Па, которое следует определять по формуле

,                                            (17)