5.2 Выбор расчетной механической схемы шинных конструкций и гибких проводников
5.2.1 Методику расчета электродинамической стойкости шинных конструкций и гибких проводников следует выбирать на основе расчетной механической схемы, учитывающей их особенности.
5.2.2 Следует различать:
- статические системы, обладающие высокой жесткостью, у которых шины и изоляторы при КЗ остаются неподвижными;
- динамические системы с жесткими опорами, у которых изоляторы при КЗ считаются неподвижными, а шины колеблются;
- динамические системы с упруго податливыми опорами, в которых при КЗ колеблются и шины, и опоры;
- динамические системы с гибкими проводниками.
5.2.3 Расчетные механические схемы шинных конструкций различных типов, обладающих высокой жесткостью, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Расчетные схемы шинных конструкций
Номер схемы | Расчетная схема | Тип балки и опоры | Коэффициент | ||
1 | Однопролетная: | 8 | 1 | 3,14 | |
2 | Однопролетная: | 8 | 1,25 | 3,93 | |
3 | Однопролетная: | 12 | 1 | 4,73 | |
4 | Двухпролетная: | 8 | 1,25 | 3,93 | |
5 | Трех- и более пролетная: | 10* | 1,13 | ||
А и В - простые опоры | 12** | 1 | 4,73 | ||
* Для крайних пролетов. ** Для средних пролетов. Примечание - Коэффициент используют при определении максимального напряжения в материале проводника, - при определении нагрузки на изолятор, - параметр основной частоты собственных колебаний шины. |
Расчетные схемы имеют вид равнопролетной балки, лежащей или закрепленной на жестких опорах и подвергающейся воздействию равномерно распределенной нагрузки.
Различают следующие типы шинных конструкций и соответствующих расчетных механических схем:
- шинная конструкция, длина которой равна длине одного пролета; для нее расчетной схемой является балка с шарнирным опиранием на обеих опорах пролета (таблица 2, схема N 1);
- шинная конструкция, длина которой равна длине одного пролета, с одной простой и одной неподвижной опорами; для нее расчетной схемой является балка с шарнирным опиранием на простой опоре и жестким опиранием (защемлением) на неподвижной опоре пролета (таблица 2, схема N 2);
- шинная конструкция, длина которой равна длине одного пролета, с неподвижными опорами; для нее расчетной схемой является балка с жестким опиранием (защемлением) на обеих опорах пролета (таблица 2, схема N 3);
- шинные конструкции, длина которых равна длине двух, трех и более пролетов; для них расчетной схемой является балка с шарнирным опиранием на каждой из опор (таблица 2, схемы N 4 и 5).
5.2.4 Расчетной схемой шинной конструкции с упруго податливыми опорами следует считать схему, в которой масса шины распределена по длине пролета, а опоры представлены телами с эквивалентной массой и пружинами с жесткостью .
5.2.5 Для гибких проводников в качестве расчетной схемы применяют схему с жестким стержнем, ось которого очерчена по цепной линии. Гирлянды изоляторов вводят в механическую схему в виде жестких стержней, шарнирно соединенных с проводниками и опорами. Размеры стержней расчетной схемы определяют из статического расчета на действие сил тяжести.