ВСН 56-78/Минтрансстрой СССР, МПС СССР Инструкция по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР

Земляное полотно и верхнее строение пути

2.52. Земляное полотно на станциях, разъездах и обгонных пунктах следует проектировать на основе топографических и инженерно-геологических изысканий с учетом метеорологических особенностей района строительства в соответствии с требованиями СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм".

2.53. В местностях, подверженных снежным и песчаным заносам, проектирование земляного полотна на раздельных пунктах следует производить с учетом всего комплекса факторов, влияющих на степень заносимости пути, а именно: силы и направления ветра по отношению к продольной оси станции, продольного профиля земляного полотна, числа путей, наличия сооружений, естественной защиты (лесных насаждений, рельефа местности) и т.д.

На участках распространения подвижных песков продольный профиль следует проектировать насыпями высотой более 0,9 м.

2.54. Станционные площадки следует, как правило, проектировать в плане на прямой, параллельной направлению господствующих метелеобразующих ветров или близкой к нему, а в профиле - насыпями расчетной высоты, устанавливаемой согласно требованиям п.2.8. главы СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм". При этом следует, по возможности, избегать размещения станционных площадок в выемках (и особенно в выемках на кривых).

При проектировании станционных площадок в районах распространения вечной мерзлоты необходимо соблюдать требования, изложенные в п.2.10 главы СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм".

В случаях необходимости отклонения от вышеуказанных требований проектом должны быть предусмотрены снегозащитные устройства согласно требованиям пп.5.1-5.10 главы СНиП II-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм".

2.55. При выборе места расположения станционных площадок необходимо всемерно использовать для их ограждения от снежных, песчаных и земляных заносов имеющиеся естественные условия - лесные насаждения, рельеф местности и пр.

2.56. Станции, разъезды и обгонные пункты следует проектировать с учетом механизированной очистки путей от снега и быстрой его уборки со станционных путей; при этом должны быть предусмотрены места для выгрузки снега, а на участковых, сортировочных и других станциях с большим путевым развитием - укладка в необходимых случаях специальных путей.

На снего- и пескозаносимых участках в проектах электрической централизации следует предусматривать механизированные средства очистки стрелочных переводов.

2.57. Ширину земляного полотна (поверху) на раздельных пунктах следует устанавливать в соответствии с проектируемым путевым развитием. При этом расстояние от оси крайних станционных путей до бровки земляного полотна должно быть не менее половины ширины земляного полотна на прямых участках пути однопутных железнодорожных линий, приведенной в табл.5, а на стрелочных улицах и вытяжных путях - не менее 3,25 м для линий всех категорий.

Таблица 5

Категории железнодорожных линий и подъездных путей

Число главных путей

Ширина земляного полотна на прямых участках главных путей, м, при использовании грунтов

Глинистых и недренирующих песков мелких и пылеватых

Скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих

а

б

I

2

11,1

10,1

I

1

7,0

6,0

II

1

6,5

5,8

III

1

6,0

5,2

IV

1

5,5

5,0

V

1

5,5

5,0


Примечания.

1. Ширину выемок понизу при устройстве подпорных стен, а также выемок в устойчивых скальных породах (слабавыветривающихся при отсутствии падения пластов массива в сторону полотна) допускается уменьшать. При этом расстояние от оси крайнего пути до подпорных стен или откосов в уровне подошвы шпал следует определять в зависимости от намечаемых способов разработки выемки, но принимать не менее: на линиях I и II категорий - 3,7 м в каждую сторону; на линиях III и IV категорий и подъездных путях - 3,7 м в одну сторону и 3 м в другую.

В указанных выемках через 300 м с каждой стороны пути следует проектировать камеры шириной 6 м, глубиной 2,5 м и высотой 2,8 м, располагаемые в шахматном порядке. В промежутках между камерами через 50 м с каждой стороны надлежит проектировать ниши шириной 3 м, глубиной 1 м и высотой 2 м.

2. Выемки в скальных породах глубиной более 6 м, а располагаемые на крутых косогорах и на прижимах рек независимо от высоты откосов следует проектировать шириной под два пути, если укладка второго пути намечается в ближайшие 15 лет.

3. На подъездных путях IV и V категорий в случаях применения щебеночного балласта (см. примечание 6 к табл.13 главы СНиП II-39-76) ширину земляного полотна следует принимать равной 6-6,5 м.

4. Ширину земляного полотна насыпей, возводимых на слабых основаниях, и насыпей, возводимых с запасом на осадку, следует устанавливать с расчетом обеспечения требуемых согласно табл.5 размеров после полной осадки.

5. При соответствующем технико-экономическом обосновании ширину земляного полотна допускается принимать равной:

для железнодорожных линий II категории в случае использования:

глинистых и недренирующих песков мелких и пылеватых

7 м

скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих грунтов

6 "

для железнодорожных линий III категории в случае использования:

глинистых и недренирующих грунтов мелких и пылеватых

6,5 "

скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих грунтов

5,8 "

для железнодорожных линий IV категории в случае использования глинистых и недренирующих песчаных грунтов

5,8 "


При развитии существующих станций в случаях, когда применение указанных норм вызывает срезку или присыпку существующих откосов земляного полотна, расстояние от оси крайнего станционного пути до бровки земляного полотна допускается уменьшать так, чтобы ширина обочины была не менее 0,45 м.

На станциях с большой сортировочной работой (при наличии горок и вытяжных путей специального профиля) для удобства и безопасности работы составительских бригад балластный слой надвижных и вытяжных путей должен быть уширен и иметь от конца шпал с каждой стороны расстояние не менее 1 м на протяжении от места расцепки вагонов до горба горки или до точки отрыва вагонов от состава: при этом ширину земляного полотна в этих местах следует увеличивать с таким расчетом, чтобы расстояние от подошвы балластной призмы до бровки земляного полотна (ширина обочины) было не менее 0,45 м.

Такое же уширение балластного слоя, а в соответствии с этим и земляного полотна следует проектировать у крайних путей приемо-отправочных парков, при производстве безотцепочного ремонта вагонов в поездах, в целях безопасного прохода осмотрщиков вагонов и удобства их работы.

2.58. На станциях, разъездах и обгонных пунктах в пределах кривых участков главного пути, имеющего возвышение наружного рельса, при расположении этого пути крайним ширину земляного полотна с наружной стороны кривой следует увеличивать на величину, указанную в табл.6, а на двухпутных и многопутных участках, кроме того, на величину уширений междупутий в кривых согласно "Указаниям по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-73".

Таблица 6