ВСН 56-78/Минтрансстрой СССР, МПС СССР Инструкция по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР

Профиль путей на раздельных пунктах

2.1. Станции, разъезды и обгонные пункты следует располагать на горизонтальной площадке, их расположение на уклонах должно быть обосновано в проекте.

В отдельных случаях допускается расположение раздельных пунктов на уклонах не круче 1,5‰, в трудных условиях допускается увеличение уклонов до 2,5‰. Разъезды и обгонные пункты полупродольного и продольного типа, а по согласованию с МПС и промежуточные станции такого типа в пределах части станционной площадки, где не предусматривается производство маневров и отцепка локомотивов или вагонов от составов, допускается располагать на уклонах, не превышающих 12‰.

В особо трудных топографических условиях при соответствующем технико-экономическом обосновании и согласовании с Министерством путей сообщения допускается располагать на уклонах, не превышающих 12‰, всю станционную площадку отдельных разъездов и обгонных пунктов всех типов, на которых не предусматривается отцепка локомотивов или вагонов от составов.

Во всех случаях расположения станций, разъездов и обгонных пунктов на уклонах круче 2,5‰ должны быть обеспечены условия удержания поездов установленного и перспективного веса вспомогательными тормозами локомотивов, а также условия трогания с места этих поездов.

На станциях, разъездах и обгонных пунктах, на которых предусматривается отцепка локомотивов или вагонов от составов и производство маневровых операций, профиль пути в пределах полезной длины должен, как правило, исключать возможность самопроизвольного ухода подвижного состава с роликовыми подшипниками. Одним из решений может быть применение трехэлементного продольного профиля вогнутого очертания, с одинаковыми отметками по концам полезной длины пути (рис.1). Длину противоуклонов м, надлежит определять по формуле

,

где - коэффициент, определяющий допустимый диапазон глубины понижения, равный 0,45-0,55;

- полезная длина приемо-отправочного пути;

- крутизна противоуклонов, равная 1,5-2,5‰.


Рис.1. Трехэлементный продольный профиль приемо-отправочных путей:

- крутизна противоуклонов, равная 1,52,5‰; - величина уклонов горловины, ‰; - длина противоуклонов; - длина разделительной площадки; - полезная длина приемо-отправочного пути; - длина горловины; - длина станционной площадки; - глубина понижения профиля

2.2. На участках железных дорог, трассируемых в легких условиях, площадки разъездов и обгонных пунктов следует по возможности располагать на возвышениях профиля (горбах), а участки, предшествующие входным сигналам, на протяжении, равном полезной длине приемо-отправочных путей, - на уклонах, обеспечивающих трогание поезда с места.

При расположении станционной площадки в углублениях (ямах) или на уступах профиля выходы в сторону затяжного подъема со станций, на которых предусматривается остановка полновесных поездов, на всех новых линиях, где намечается применение электрической тяги на постоянном токе, следует проектировать с учетом обеспечения разгона этих поездов до расчетной скорости электровоза на руководящем подъеме или подъеме кратной тяги к моменту выхода поезда на подъем. Если от раздельного пункта с остановкой грузовых поездов начинается подъем ‰, равный предельному (руководящему) уклону или близкий к нему, то от оси раздельного пункта до начала подъема следует оставлять разгонный участок.

Длину разгонного участка , м, следует определять построением кривой скорости или приближенным аналитическим расчетам по формуле

,

где - скорость, км/ч, до которой должен разгоняться поезд, принимаемая равной расчетно-минимальной скорости на подъеме ‰;

- средний уклон на протяжении разгонного участка, ‰.

2.3. Длина станционных площадок на новых линиях должна устанавливаться в зависимости от полезной длины приемо-отправочных путей на перспективу, а также типа расположения приемо-отправочных путей (продольное, полупродольное, поперечное) и быть не менее указанной в табл.1. На подъездных путях длина станционных площадок должна быть установлена проектом.

Таблица 1

Категория линии

Наименование раздельного пункта

Расположение приемо-отправочных путей

Минимальная длина, м, станционных площадок (для новых линий) при полезной длине приемо-отправочных путей 1050 м

I, II

Разъезд

Продольное

2450

I, II

"

Полупродольное

1800

I, II

"

Поперечное

1450

III, IV

"

"

1300

I, II

Промежуточная станция

Продольное

2900

I, II

То же

Полупродольное

2200

I, II

"

Поперечное

1650

III, IV

"

"

1450

I, II

Обгонный пункт

Продольное

2600

I, II

То же

Полупродольное

1900

I, II

"

Поперечное

1500

I, II

Участковая станция

Продольное

4000

I, II

То же

Полупродольное

2850

I, II

"

Поперечное

2400

III, IV

"

"

2000


Примечания.

1. Длины станционных площадок указаны без учета тангенсов вертикальных кривых, величина которых должна быть добавлена в зависимости от алгебраической разности сопрягаемых уклонов.

2. Если в проекте полезная длина путей более (или менее) 1050 м, длину станционной площадки необходимо соответственно увеличить (или уменьшить): при поперечном и полупродольном типах раздельных пунктов - на разность полезных длин, а при продольном типе - на удвоенную их разность.

3. Длины станционных площадок для обгонных пунктов приведены при расположении двух диспетчерских съездов (по одному с каждой стороны).

4. Длины площадок определены при укладке на главных путях стрелочных переводов марки 1/11 и прямых вставок между стрелочными переводами длиной 25 м.