Асфальтобетонные покрытия автомобильных дорог устраивают в различных регионах страны, в том числе в районах Севера и Сибири. Однако из-за недостаточной деформативности и морозостойкости асфальтобетона при низких температурах фактические сроки службы покрытий часто ниже нормативных. Чтобы увеличить срок службы таких покрытий, необходимо разработать комплексные технические решения.
В последние годы в Союздорнии, его Омском и Ленинградском филиалах, Киевском автомобильно-дорожном институте (КАДИ) и Сибирском автомобильно-дорожном институте (СибАДИ) проведены исследования, направленные на повышение трещино- и морозостойкости асфальтобетонных покрытий в суровых климатических условиях и включающие способы совершенствования структуры асфальтобетона, а также конструктивные мероприятия по снижению температурных напряжений в слоях покрытий при его охлаждении.
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе теоретических и лабораторных исследований, результатов строительства экспериментальных участков и обследования существующих дорог с асфальтобетонными покрытиями. Рекомендации предназначены для внедрения в практику дорожного строительства в районах с различными климатическими условиями.
Изучена область применения асфальтобетонных смесей разных видов, типов и марок в зависимости от марки применяемого битума, климатических условий района строительства и категории дороги; приведены дополнительные требования к асфальтобетонам по морозостойкости.
Для улучшения свойств асфальтобетонов рекомендованы полимерно-битумные вяжущие, жидкие битумы в специальных составах смесей и другие материалы.
При составлении настоящих Методических рекомендаций использованы авторские свидетельства N 272881, 833725, 983105, 1279992.
Методические рекомендации составили кандидаты технических наук Г.Н.Кирюхин, Л.М.Гохман (Союздорнии), Ю.Е.Никольский (Ленинградский филиал Союздорнии), О.Г.Бабак (Омский филиал Союздорнии), В.В.Мозговой, д-р техн. наук Б.С.Радовский (КАДИ).
В работе использованы данные кандидатов технических наук В.Н.Шестакова (СибАДИ), А.С.Баранковского (Омский филиал Союздорнии), инженеров О.Э.Цеханского и И.И.Свистулы (КАДИ), И.В.Басурмановой и И.П.Гомеляка, а также канд. техн. наук А.Е.Мерзликина (Союздорнии).
Внедрение положений настоящих Методических рекомендаций позволит:
увеличить срок службы асфальтобетонных покрытий с сохранением требуемых транспортно-эксплуатационных показателей;
уменьшить объем работ по текущему и среднему ремонтам;
получить экономический эффект по строительной стоимости до 0,8 тыс. руб. и по приведенным затратам до 15 тыс. руб. на 1 км покрытия.