Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 11462-1-2007 Статистические методы. Руководство по внедрению статистического управления процессами. Часть 1. Элементы (Переиздание)

     5 Цели и организация SPC

5.1 Цели SPC

     5.1.1 Общие положения

Статистическое управление процессами, как указано в разделе 1, имеет одну или более цепей, отличных от целей статистического управления качеством, и, что особенно важно, позволяет:

a) увеличивать знания о процессе;

b) регулировать процесс в соответствии с установленными целями;

c) уменьшать отклонения параметров готовой продукции или улучшать характеристики процесса другими способами.

Общая экономическая цель статистического управления процессами состоит в том, чтобы увеличить количество качественной продукции процесса, произведенной для данного количества входных ресурсов.

5.1.2 Специфика SPC

В зависимости от рынка сбыта, особенностей продукции, технологии процесса и требований потребителя эффективное применение SPC позволяет уменьшать стоимость и увеличивать прибыль за счет:

a) экономически эффективного управления процессом, нацеленного на более высокую стабильность и улучшение процесса и продукции;

b) сокращения отклонений от целевых значений параметров готовой продукции или процесса;

c) перевода отклонений параметра незавершенной продукции в управляемое состояние или к управляемой переменной процесса и компенсации его отклонений (используется в некоторых технических методах управления) для увеличения стабильности параметров готовой продукции;

d) обеспечения признаками и данными вероятного поведения процесса в будущем;

e) количественной и качественной оценки уровня качества и стабильности процесса для определения его готовности к производству;

f) идентификации, когда и где искать неслучайные причины отклонений и проводить предупреждающие регулировки процесса, а в каких случаях этого не делать;

g) указания потенциальных причин отклонений или видов и условий отказов и их источников, идентификации причин низкой производительности и отклонений в производстве и обнаружения неслучайных причин отклонений, что способствует увеличению скорости обнаружения неисправностей и сокращению затрат на их поиск;

h) обеспечения информацией, которая помогает выявить, когда присутствуют неслучайные причины отклонений, которые требуют уменьшения или устранения последствий и выполнения эффективных корректирующих действий;

i) контроля и/или сокращения случайных причин отклонений за счет внесения изменений в проект и процедуры;

j) увеличения знаний о причинах отклонений системы, воздействующих на процессы, проведения улучшений процесса.

5.2 Финансовые причины внедрения SPC

Самой обоснованной причиной внедрения SPC является финансовая, связанная с увеличением выходов процесса, удовлетворяющих требованиям качества, для заданного количества ресурсов на входе процесса. Способы расчета финансовых затрат и доходов от внедрения SPC включают в себя (приведенный список может быть дополнен):

a) сбор затрат производителя, таких как стоимость отходов, разбраковки, переделки, ремонта оборудования, простоев и аварийных отключений;

b) сбор затрат потребителя, относящихся к жизненному циклу продукции;

c) оценку товарооборота и заказов, упущенных потому, что неудовлетворенные потребители отдали предпочтение конкурентам или отказались платить вознаграждение за ощутимо более высокое качество;

d) оценку доходов других частей организации (проектирования и разработки, маркетинга, производства, установки и обслуживания) от обратной связи и информации, которую поставляет SPC;

e) определение доходов всех подразделений организации от более быстрого поиска неисправностей и больших возможностей процесса или инноваций.

5.3 Взаимосвязи

5.3.1 Соотношение традиционного и автоматизированного управления процессами