Статус документа
Статус документа

РД 15-12-2007 Методические указания о порядке проведения испытаний стальных канатов на канатно-испытательных станциях

IV. ПОДГОТОВКА КАНАТА К ИСПЫТАНИЯМ

22. При подготовке каната к испытаниям производится его внешний осмотр, проверка соответствия сертификату по способу свивки, проверка нераскручиваемости по п.4.7 ГОСТ 3241-91.

23. У каждого отрезка каната, поступившего на первичные испытания, измеряется фактический диаметр (диаметр окружности, описанной вокруг поперечного сечения каната) согласно ГОСТ 3241-91 при помощи штангенциркуля ГОСТ 166-89 с ценой деления 0,1 мм.

Канат считается соответствующим стандарту, если отклонение фактического диаметра от номинального не превышает предельных отклонений, приведенных в таблице 1.

Таблица 1. Предельные отклонения диаметра каната

Диаметр каната, мм

Предельное отклонение, %, не более

Канаты повышенной точности

Канаты нормальной точности

с металлическим сердечником

с органическим сердечником

с металлическим сердечником

с органическим сердечником

Канаты прядевой конструкции двойной свивки

До 3,0 включительно

+7
-1

+6

+10
-2

+10

Св. 3,0 до 6,0 включительно

+6
-1

  "   6,0  "   8,0 "

+5
-1

Св. 8,0

+4
-1

+5

+6
-2

+7

Закрытые канаты

До 38 мм включительно

+2
-2

+4
-2

Св. 38 мм

+0,75 мм
-0,75 мм



В случае несоответствия фактического диаметра каната стандарту заказчику рекомендуется измерить диаметр каната в ненагруженном состоянии на расстоянии не менее 5 м от конца каната. При получении от заказчика в письменном виде результатов указанных измерений, соответствующих государственному стандарту, испытания могут быть продолжены.

24. В канатах закрытой конструкции z-образные проволоки в слое должны прилегать друг к другу, образуя соединение замком. Зазор между ними не должен вызывать нарушение замка, а диаметр каната не должен выходить за предельные отклонения, предусмотренные стандартом.

25. Для проведения испытаний от поступившего на испытания куска каната отрезают образец длиной 30-35 см.

Не допускается применение термических способов резки, кроме резки абразивными кругами, когда зона нагрева проволоки ограничивается длиной в несколько миллиметров.

26. Перед разборкой каната необходимо уточнить его конструкцию по стандарту, указанному в сертификате, номинальные диаметры проволок и их количество.

27. Отрезок каната для испытаний расплетают на отдельные пряди. Проволоки каждой пряди укладывают отдельно. Каждую прядь, в свою очередь, разбирают по слоям на группы проволок одинакового диаметра. Сломанные проволоки (или сломавшиеся при разборке) необходимо поместить в свою группу, но отметить маркировкой, чтобы они отличались от остальных.

При разборке каната определяется соответствие конструкции каната государственному стандарту:

- проводится подсчет количества проволок в группах одинакового диаметра;

- проводится осмотр проволок в целях обнаружения обрывов, деформации, коррозии, прочих дефектов (ГОСТ 3241-91; ГОСТ 10505-76);

- определяется наличие или отсутствие цинкового покрытия;

- определяется конструкция и материал сердечника;

- проверяется смазка проволок и пропитка сердечника.

В закрытых подъемных канатах допускается изменение количества z-образных проволок в наружном слое и круглых проволок на одну в концентрических слоях, а в слоях из чередующихся х-образных и круглых проволок - на одну пару проволок.

Если суммарная площадь поперечного сечения оцинкованных проволок неоцинкованного каната составляет более 10% площади сечения всех проволок, то заказчику следует сообщить, что данный канат не может подвергаться проверке на потерю сечения металла проволок прибором типа ИИСК.

28. Канат не испытывается, если:

- конструкция каната не соответствует указанной в сертификате завода-изготовителя или соответствующему государственному стандарту на сортамент;

- обнаружено отсутствие хотя бы одной проволоки;

- конструкция сердечника не соответствует указанному в заводском сертификате.

29. Канаты, предназначенные для эксплуатации на подъемных установках со шкивами трения, должны быть полностью не смазанными или смазаны фрикционной смазкой, разрешенной к применению в установленном порядке.

30. После разборки каната производится рихтовка проволок для подготовки их к проведению испытаний на перегиб и разрыв. Рихтовка выполняется вручную с применением слесарного инструмента и приспособлений, либо с применением механических устройств с электроприводом, имеющих рабочий орган вращения, оснащенный рихтовочным приспособлением. Применяемые устройства не должны оказывать влияния на состояние поверхности и форму сечения проволоки, а также снижать число перегибов проволоки при испытании на перегиб более чем на 3,0-4,0%. Число оборотов рабочего органа вращения применяемых механических устройств не должно превышать 300 об./мин.