Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

        

     ГОСТ ЕН 1005-2-2005

Группа Г07

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Безопасность машин

ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Часть 2

СОСТАВЛЯЮЩАЯ РУЧНОГО ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С МАШИНАМИ И МЕХАНИЗМАМИ

Safety of machinery. Human physical performance.
Part 2. Manual handling of machinery and component parts of machinery



МКС 13.110

         13.180

ОКСТУ 0012

Дата введения 2008-01-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ФГУП "ВНИИНМАШ") и Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО "ЭНИМС") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 21 сентября 2005 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минторгэкономразвития

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт



4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 1005-2:2003 "Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 2. Составляющая ручного труда при работе с машинами и механизмами" (ЕН 1005-2:2003 "Safety of machinery - Human physical performance - Part 2: Manual handling of machinery and component parts of machinery").

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных (региональных) стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении D.

Степень соответствия - идентичная (IDT)

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2007 г. N 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ЕН 1005-2-2005 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2008 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
     
     Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"


Введение


При конструировании и производстве машин производитель должен выполнять основополагающие требования безопасности и защиты здоровья, которые зафиксированы в конструкторской документации для машин. Производитель должен оценить исходящие от машины опасности и обеспечить упреждение этих опасностей во время всего жизненного цикла машины.

Настоящий стандарт является гармонизированным стандартом по отношению к директивам для машин и относящимся к ним правилам EFTA.

Настоящий стандарт является стандартом В-типа, как он дан в ЕН 1070.

Положения этого документа могут также быть изменены или дополнены стандартом С-типа.

Примечание - Для машин, которые по области применения соответствуют стандарту С-типа, а сконструированы и созданы согласно положениям стандарта С-типа, является действительным то, что установления стандарта С-типа имеют преимущественное право перед установлениями стандарта В-типа.


Ручное перемещение грузов может привести к высокому риску повреждений скелетно-мышечной системы в случае, когда переносимые грузы являются слишком тяжелыми и их переносят многократно в течение долгого времени или в неудобной позе для человека. Заболевания скелетно-мышечной системы распространены по всей Европе. Ручные усилия часто требуются от операторов, которые в соответствии с предназначением выполняют работу на машинах. Риски возникают тогда, когда машины не соответствуют эргономическим требованиям.

Настоящий стандарт определяет диапазон допустимых максимальных усилий, положения тела при выполнении работы и перемещении груза, а также частоты и продолжительности работы для всех случаев, когда можно ожидать, что при эксплуатации машин либо при другом виде их обслуживания могут возникнуть вышеперечисленные опасности для здоровья. Эта информация необходима при конструировании и производстве машин, на которых используется ручной труд. Данные в этом стандарте критерии оформления могут быть применены конструкторами для разработки оценки рисков.

Этот стандарт требует от конструктора машины выполнения трех задач:

- снижения количества ручных операций, насколько это возможно;

- применения технических вспомогательных средств;

- дальнейшего устранения остающихся возможных рисков за счет оптимизации производственного процесса.

Для машин и их составных частей, которые передвигаются или транспортируются не вручную, см. ЕН 292-2:1991 (пункт 4.2).

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает эргономические требования к машинам производственного и бытового назначения при обслуживании которых, включая и относящийся к машинам инструмент, может использоваться ручной труд.

Настоящий стандарт действителен для всех ручных операций на машинах или механизмах с предметами массой не менее 3 кг, а также для перемещения грузов на расстояние менее 2 м. Стандарт дает информацию об эргономических требованиях к конструкции машин и оценке рисков при подъеме, опускании и переносе грузов при изготовлении, транспортировке, сборке, вводе в эксплуатацию (монтаж, установке и наладке), эксплуатации, поиске неисправностей, обслуживании, хранении или инструктаже, а также при выводе из эксплуатации, демонтаже и утилизации машин.

Настоящий стандарт подходит для всех категорий работающих в целом и отдельных групп (см. приложение А).

Настоящий стандарт не касается случаев удерживания предметов на одном месте, перемещения предметов, сдвигания или перетягивания предметов, ручного управления машиной или ручного перемещения грузов в сидячем положении.

Настоящий стандарт применяется к машинам, изготовленным после даты его введения.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменения к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).

ЕН 292-2:1991 Безопасность машин - Основные положения, общие принципы конструирования - Часть 2: Технические принципы и технические условия

ЕН 614 Безопасность машин - Эргономические принципы конструирования - Часть 1: Термины и общие положения

ЕН 1005-1:2001 Безопасность машин - Физические возможности человека - Часть 1: Термины и определения

ЕН 1005 Безопасность машин - Физические возможности человека - Часть 3: Рекомендуемые пределы усилий для работы на машинах

Часть 4: Положение тела при работе с машинами и механизмами

ЕН 1050 Безопасность машин - Принципы оценки и определения риска

EH 1070:1998 Безопасность машин - Терминология

ЕН ИСО 7730 Умеренная среда - Определение показателей PMV и PPD и характеристика условий теплового комфорта

EHV 26385 Эргономические принципы в конструировании рабочих систем

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ЕН 1005-1 и ЕН 1070.

     4 Требования к конструкции машин и механизмов, при работе которых используется ручной подъем, опускание и перенос грузов

     

     4.1 Общие положения


С целью сокращения до минимума риска для здоровья и безопасности операторов при подъеме, опускании или переносе тяжестей на машинах или механизмах разработчик и изготовитель машины обязаны:

a) установить, имеется ли опасность для операторов при ручном перемещении грузов во время работы на машине или механизме по прямому назначению, если таковая опасность существует, то должны быть применены методы оценки рисков (см. 4.3.1, 4.3.2 и 4.3.3);

b) устранить опасность путем исключения ручного труда (подъема, опускания и переноски) на машине или механизмах (см. 4.2.1); если это невозможно, то предусмотреть (см. 4.2.2) применение тех или иных вспомогательных приспособлений (см. 4.2.2) и/или переоснастить или заново оснастить машину и ее составные части согласно требованиям эргономики (см. 4.3);

c) предоставить технические спецификации и руководство по эксплуатации с тем, чтобы оценка рисков могла быть произведена на их основе.

В каждом случае разработчик должен предусмотреть инструкции по монтажу, транспортировке и вводу в эксплуатацию, работе и выводу из эксплуатации машины (см. 4.4), в которых должны содержаться сведения по технике безопасности и охране труда.

Разработчиком на стадии проектирования должна быть предусмотрена техническая оснастка для ручного манипулирования грузами.

Наилучшая возможность защиты здоровья, безопасности труда и повышения производительности труда состоит в постоянном соблюдении эргономических требований к рабочей системе.

     4.2 Требования к конструкции машин

4.2.1 Системы без ручного манипулирования грузами

Наилучшая возможность исключить риски, возникающие вследствие применения ручного манипулирования грузами, обеспечивается полным отказом от применения ручного труда. Вообще, разработчики новых производственных систем должны ставить целью внедрение полностью автоматических систем взамен ручного труда.     

    4.2.2 Манипулирование грузами вручную с использованием вспомогательных механизмов

Разработчики машин должны направлять свои усилия на то, чтобы предусмотреть применение соответствующих вспомогательных средств и оборудования в тех случаях, когда существующая практика требует ручного систематического труда или ручного перемещения тяжелых предметов, или точного перемещения предметов. Соответствующие технические вспомогательные средства устраняют или снижают риск скелетно-мышечных повреждений, однако могут привести к новым опасностям, например, когда они сами требуют обслуживания. Они могут также оказывать влияние на особые методы ручного труда на всех ступенях цепи ручных операций. Вспомогательные средства для ручного труда должны быть согласованы с остальной производственной системой, включая их расположение и перемещение. При применении технических вспомогательных средств нужно предусмотреть больше места для доступа к машине, чтобы оператор имел возможность во время работы совершать удобные для него движения телом.

Для определения параметров систем, которые требуют применения ручного труда, следует соблюдать рекомендации, указанные в 4.3.2.

Предельные значения усилия при подтягивании или сдвигании предметов с использованием технических вспомогательных средств должны соответствовать ЕН 1005-3. Положение тела при выполнении работ см. в ЕН 1005-4.

     4.3 Оценка рисков и требования к конструкции машин и механизмов в случае применения ручного манипулирования грузом

    4.3.1 Действия при оценке рисков

С целью контроля рисков для безопасности и здоровья человека конструктор должен раскрыть возникающие опасности и провести соответствующую оценку рисков. Относительно общих требований к оценке рисков см. ЕН 1050. Риски применения ручного труда следует уменьшать путем применения эргономических принципов при конструировании машин (см. ЕН 614-1).