РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОРОЖНО-РЕМОНТНЫХ РАБОТ
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством автомобильных дорог РСФСР 22 января 1990 г.
Содержат основные принципы оценки эффективности ремонта дорог, объективные показатели, характеризующие фактическое состояние дороги и условия движения, методику определения объективных показателей, принципы назначения соответствующих ремонтных работ и оценки получаемого эффекта в результате их выполнения.
Документом нужно руководствоваться при обосновании фактической потребности ремонтов дорог при годовом планировании на основе оценки их эффективности по конечному результату - уровню снижения народнохозяйственных издержек на автомобильные перевозки.
Предназначены для инженерно-технических работников, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Рекомендации разработаны под руководством и при участии канд. техн. наук А.Я.Эрастова сотрудниками Московского научно-производственного центра НПО Росдорнии инж. Ю.Н.Розовым, кандидатами техн. наук В.В.Чвановым, М.Т.Работягой, а также сотрудником МАДИ канд. техн. наук О.А.Дивочкиным. При составлении документа использованы результаты исследований, выполненных в Гипродорнии по разработке Рекомендаций по оценке эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с участием кандидатов техн. наук А.Я.Эрастова, В.Д.Белова, Б.Б.Анохина, инженеров В.О.Машкина, А.А.Кукушкина и Л.Г.Марьяхина.
Выпущено по заказу Российского государственного концерна Росавтодор
1.1. Дорожно-ремонтные работы выполняют с целью обеспечения сохранности дороги и приведения ее транспортно-эксплуатационных качеств в соответствие с требованиями автомобильного движения.
1.2. К ремонту дорог относят комплекс работ по возмещению износа дорожного покрытия, улучшению его ровности и сцепных свойств, усилению и уширению дорожной одежды, земляного полотна и дорожных сооружений, укреплению обочин и откосов, а также работы по инженерному оборудованию и обустройству дорог, в результате которых улучшаются и повышаются транспортно-эксплуатационные характеристики и технические параметры ремонтируемых дорог и дорожных сооружений в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги.
Наряду с этим на дорогах осуществляют в течение всего года комплекс мероприятий по содержанию, которые включают профилактические работы по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, а также по организации и регулированию движения, в результате которых сохраняются или улучшаются транспортно-эксплуатационные качества дороги и дорожных сооружений.
1.3. Различают два принципа планирования ремонта дорог - перспективное по межремонтным срокам службы дорожных одежд и покрытий и годовое, при котором потребность соответствующих ремонтов устанавливают на основе фактического состояния дороги.
При разработке перспективного плана определяют среднегодовые объемы ремонтных работ, их ориентировочную стоимость, а также среднегодовую потребность в материально-технических и трудовых ресурсах.
Главная роль годового планирования - установить конкретные места на дорогах (адрес ремонтов), а также виды и объемы необходимых ремонтных работ.
1.4. Конкретные объемы ремонта дорог при годовом планировании устанавливают на основе технико-экономического анализа, в комплексе раскрывающего фактическое состояние дороги и условия движения автомобилей и направленного на максимальное достижение требуемых конечных результатов - снижение народнохозяйственных издержек на автомобильные перевозки.
1.5. Технико-экономический критерий назначения ремонта дорог в общем виде
, (1.1)
где - экономия издержек на автомобильные перевозки по участку дороги в результате проведения на нем ремонта, руб.;
- затраты на проведение ремонта.
Каждую из функции в формуле (1.1) можно раскрыть через основные составляющие:
; (1.2)
, (1.3)
где ,
- годовые транспортно-эксплуатационные расходы на данном участке дороги соответственно до и после ремонтных работ;
- прирост транспортно-эксплуатационных расходов из-за помех движению в период ремонтов на данном участке дороги в год
;
- период времени (в годах) от года, когда произведены затраты до года приведения;
- нормативный коэффициент для приведения разновременных затрат к исходному периоду (
=0,1);
- затраты на ремонт данного участка дороги, выполняемый в год
.
После соответствующего преобразования выражения (1.2) зависимость (1.1) можно представить в виде
, (1.4)
где - среднесуточная интенсивность движения на рассматриваемом участке дороги, авт./сут;
- протяженность подлежащего ремонту участка, км;
,
- себестоимость перевозок соответственно до и после ремонта (коп./авт. - (км);
- показатель роста интенсивности движения;
- продолжительность ограничения движения на ремонтируемом участке, сут;
- себестоимость перевозок на рассматриваемом участке в период ремонтных работ.
1.6. Учитываемая в расчетах себестоимость автомобильных перевозок (,
,
) включает все расходы, возникающие при движении автомобилей по дороге, приведенные к эксплуатационным расходам капитальные вложения в автомобильный транспорт, потери народного хозяйства, связанные с пребыванием пассажиров в пути, а также от дорожно-транспортных происшествий:
, (1.5)
где - переменные расходы на 1 авт.-км пробега;
- постоянные расходы на 1 авт./ч;
- часовая заработная плата водителя;
- средняя скорость движения автомобиля, км/ч;
- нормативный коэффициент эффективности, принимаемый равным 0,1;
- средние удельные капитальные вложения в расчете на один списочный автомобиль, руб.;
- время пребывания автомобиля в наряде (
=10 ч);
- народнохозяйственные потери, связанные с пребыванием пассажиров в пути;
- коэффициент для легковых автомобилей в составе движения (для средних условий
=0,3);
- средняя вместимость легкового автомобиля (
=3 чел);
- доля автобусов в составе движения (для средних условий (
=0,06);
- средняя вместимость автобуса (
=30 чел.);
- число ДТП на 1 млн авт.·км;
- средние потери народного хозяйства от одного ДТП, руб.
1.7. Параметры и
, входящие в формулу (1.5), отражают не только техническое состояние транспортных средств и организацию транспортного процесса, но и технико-эксплуатационное состояние автомобильной дороги. Поэтому, улучшая дорожные условия путем соответствующих ремонтов, дорожная служба активно воздействует на указанные параметры и тем самым способствует повышению производительности автомобильного транспорта и снижению себестоимости автомобильных перевозок.
1.8. Для оценки влияния состояния автомобильных дорог, а также выполняемых дорожно-ремонтных работ на указанные в п.1.7 параметры и, следовательно, на себестоимость автомобильных перевозок служат объективные показатели скорости и безопасности движения
.
1.9. Каждый из двух отмеченных показателей отражает различные качественные стороны технико-эксплуатационного состояния дороги, а вместе они достаточно полно раскрывают качество дорожных условий с позиций комплексного рассмотрения процесса взаимодействия дороги и автомобилей.
Итоговой характеристикой состояния дороги может служить показатель себестоимости перевозок
. (1.6)
1.10. Целью дорожно-ремонтных работ должно являться максимальное достижение конечного результата - повышение транспортно-эксплуатационных качеств дороги (или ее участков), удобств и безопасности движения и, в итоге, снижение себестоимости перевозок, т.е. необходимо стремиться к тому, чтобы
, (1.7)
где ,
- показатели себестоимости перевозок соответственно до и после ремонта.
При этом показатель эффективности дорожно-ремонтных работ
, (1.8)
а эффект от ремонта
. (1.9)
Значения служат обобщающим критерием назначения очередности ремонтных работ.
2.1. Показатель скорости движения
2.1.1. Скорость движения автомобилей - один из важнейших факторов, от которых зависит производительность транспортных средств и себестоимость перевозок. В свою очередь, скорость движения зависит от тяговых качеств автомобилей, интенсивности и состава движения, природно-климатических факторов, а также дорожных условий.
К основным дорожным условиям, влияющим на скорость движения, относятся геометрические элементы плана и профиля дороги, состояние проезжей части и обочин и др.
2.1.2. Для определения показателя скорости необходимо знать, как изменяется скорость транспортного потока в зависимости от интенсивности движения, скорость свободного движения автомобилей с изменением состояния проезжей части, обочин, а также геометрических элементов дороги.
2.1.3. Чтобы оценить степень влияния состояния дороги на скорость движения транспортного потока, необходимо сопоставить фактическую среднюю скорость транспортного потока со скоростью свободного движения автомобилей в эталонных дорожных условиях, полностью обеспечивающих требуемые условия движения. Это состояние дороги называют эталонным.
Показатель скорости движения
, (2.1)
где - средняя скорость движения транспортного потока при данной интенсивности движения и фактическом состоянии дороги, км/ч;
- скорость движения автомобилей в эталонных дорожных условиях, км/ч.
Примечание. За эталонный принят горизонтальный прямой участок дороги с проезжей частью шириной 7,5 м, достаточно прочной дорожной одеждой (прочность отвечает требуемой по условиям движения), ровным (показатель ровности по толчкомеру 80 см/км), шероховатым покрытием и укрепленными обочинами шириной не менее 2,5 м.
2.1.4. За принята скорость движения на эталонном участке для характерного транспортного потока. На дорогах с асфальтобетонными покрытиями
=65 км/ч.
2.1.5. Фактическую среднюю скорость транспортного потока определяют путем расчета или по натурным наблюдениям*.
________________
* Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (ВСН 25-86) Минавтодора РСФСР.
С достаточной для практических целей точностью фактическую среднюю скорость движения транспортного потока можно определить следующим образом:
, (2.2)
где - коэффициент, учитывающий изменение скорости движения в данных дорожных условиях по сравнению с дорожными условиями, принятыми за эталон.
Значение коэффициента соответствует показателю скорости движения
. Значения
или
принимают по табл.2.1-2.7.