Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52694-2006 (ИСО 5779:1987) Судостроение. Иллюминаторы прямоугольные. Расположение

Приложение В
(обязательное)

     
Графики для определения мест расположения прямоугольных иллюминаторов


Введение

В настоящем приложении приведены упрощенные графики для определения мест расположения прямоугольных иллюминаторов на основе использования метода расчетного определения давления (см. примечания 2-4 В.1.6).

В зависимости от места расположения на судне, определенного по графикам рисунков В.2-В.5, устанавливают необходимый тип прямоугольного иллюминатора по ГОСТ 21672.

По графикам можно определить минимальную ординату от летней грузовой ватерлинии до нижней кромки прямоугольного иллюминатора.

Кривые на графиках приведены для давления, которое выдерживают иллюминаторы данного типа. Значения давления приведены в таблице В.1.


Таблица В.1

Тип прямоугольного иллюминатора по ГОСТ 21672

Максимально допустимое давление, кПа

Е

64

F

28



В.1 Указания по применению графиков

В.1.1 Необходимо использовать масштабный чертеж, чертеж общего расположения, продольный разрез или чертеж грузовместимости или подобные чертежи, на которые нанесена летняя грузовая ватерлиния (см. рисунок В.1).

     

1 - дополнительная ордината для прямоугольных иллюминаторов, расположенных в лобовых переборках

     
Рисунок В.1

В.1.2 Продольное положение ординат I-V должно быть указано на чертеже.

В.1.3 Значения ординат, например от летней грузовой ватерлинии или летней лесной грузовой ватерлинии для рассматриваемого типа иллюминатора, наносят на чертеж (эти значения определяют по графикам на рисунках В.2 или В.4).

В.1.4 Через нанесенные ординаты проводят линию. Эта линия определяет самое нижнее допустимое расположение нижней кромки прямоугольного иллюминатора конкретного типа. При расположении иллюминаторов необходимо учитывать ограничения, изложенные в 3.3.1 и 3.3.2.

В.1.5 Для иллюминаторов лобовых переборок на графиках рисунков В.2 и В.4 пунктирной линией обозначены дополнительные ординаты, которые добавляют к ординатам кривой, построенной согласно В.1.4. Суммарная ордината определяет самое нижнее допустимое расположение нижней кромки прямоугольного иллюминатора конкретного типа, который устанавливают в лобовых переборках надстроек или рубок.

В.1.6 Для прямоугольных иллюминаторов типов Е и F, расположенных в кормовых концевых переборках больших судов, на графиках рисунков В.3 и В.5 приведены действительные ординаты. Порядок действий аналогичен указанному в В.1.2 и В. 1.4.

Примечания

1 Следует соблюдать ограничения, изложенные в 3.2 и 4.2.

2 Коэффициент общей полноты (0,6) принимают наиболее неблагоприятным для судов всех длин. Для крайних ординат I и V разница между наименьшей и наибольшей ординатами от летней грузовой ватерлинии составляет приблизительно 3 и 1 м соответственно при изменении от 0,6 до 0,8.

3 При установке прямоугольных иллюминаторов в лобовых переборках не учитывают снижение расчетного давления за счет расположения иллюминатора на некотором расстоянии от борта судна и высоты над уровнем палубы.

4 Расчетные ординаты от летней грузовой ватерлинии для ординат II и V, а также III и IV различаются всего лишь на 0,5-1,0 м. Поэтому на графиках ординаты объединены попарно на соответствующих кривых каждого графика.