Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 31330.1-2006
(ИСО 11819-1:1997)

Группа Т34

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Шум

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ НА ТРАНСПОРТНЫЙ ШУМ

Часть 1

Статистический метод

Noise. Measurement of the influence of road surfaces on traffic noise.
Part 1. Statistical method

МКС 17.140.30

Дата введения 2007-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 29 от 24 июня 2006 г.)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Кыргызстан

KG

Национальный институт стандартов и метрологии Кыргызской Республики

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины



4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 11819-1:1997 "Акустика. Определение влияния дорожного покрытия на транспортный шум. Часть 1. Статистический метод" (ISO 11819-1:1997 "Acoustics - Measurement of the influence of road surfaces on traffic noise - Part 1: Statistical Pass-By method"). При этом дополнительные слова и фразы, внесенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом. Отличия настоящего стандарта от примененного в нем международного стандарта ИСО 11819-1:1997 указаны во введении

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2007 г. N 52-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31330.1-2006 (ИСО 11819-1:1997) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2007 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
     
     Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"


Введение

В настоящем стандарте раздел "Нормативные ссылки" изложен в соответствии с ГОСТ 1.5-2001 и выделен сплошной вертикальной линией, расположенной слева от приведенного текста.

В тексте стандарта соответствующая ссылка выделена подчеркиванием сплошной горизонтальной линией.

В настоящий стандарт включены дополнительные по отношению к международному стандарту ИСО 11819-1:1997 положения, отражающие потребности национальной экономики государств, указанных в предисловии, а именно:

- из нормативных ссылок перенесены в библиографию международные стандарты ИСО 10844:1994 и ИСО 13473-1:1997, МЭК 60942:2003 как не введенные в качестве межгосударственных стандартов. Добавлены ссылки на ГОСТ 17187 и ГОСТ 17168-82 как аналоги публикаций МЭК 60651:1979 и МЭК 61260:1995;

- из текста стандарта и библиографии удалены ссылки на источники, не являющиеся нормативными документами, и труднодоступные для пользователей СНГ;

- из 5.3 исключены требования к срокам поверки калибратора, поскольку они определяются не настоящим стандартом, а документами метрологических служб;

- из приложения С удалено примечание 3, содержащее ссылку на несуществующий международный стандарт ИСО 11819-2;

- добавлены ссылки на приложения В и С, отсутствующие в международном стандарте ИСО 11819-1.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает статистический метод сравнения транспортного шума, возникающего при движении различного по составу транспортного потока по различным известным дорожным покрытиям, с целью оценки других дорожных покрытий. Уровни звука, создаваемого движущимися на заданной скорости легкими и тяжелыми транспортными средствами, сопоставляются с определенным дорожным покрытием. Метод применяют для движения с постоянной скоростью от 50 км/час и более в условиях свободного транспортного потока. При условиях движения, отличных от свободного потока, таких как движение на перекрестках при скоплении транспортных средств, влияние дорожного покрытия на транспортный шум незначительно.

Данный метод сравнения дорожных покрытий по шуму дает возможность дорожным организациям и органам по защите окружающей среды установить обычный или предельный срок эксплуатации покрытия на основе точного шумового критерия. Однако определение такого критерия не является предметом рассмотрения настоящего стандарта.

Статистический метод используют:

- для классификации покрытий в обычном и хорошем состояниях по их влиянию на транспортный шум;

- для оценки влияния дорожного покрытия на транспортный шум на конкретных участках независимо от состояния и продолжительности эксплуатации покрытия. Примером применения данного метода является оценка изменения шума в соответствии с результатами измерений до ремонта (замены) покрытия и после ремонта. Однако из-за строгих требований к акустическим условиям данный метод в общем случае не следует применять для приемки работ на произвольно выбранном участке дороги.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ ИСО 5725-1-2002* Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения (ИСО 5725-1:1994, IDT)

________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения.

Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний (МЭК 61672-1:2002 "Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Требования", NEQ)

ГОСТ 17168-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний (МЭК 61260:1995 "Электроакустика - Октавные и дробно-октавные частотные фильтры", NEQ)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Шум

3.1.1 транспортный шум (traffic noise): Шум, создаваемый в целом движением транспорта по дороге во время испытаний.

3.1.2 шум транспортного средства (vehicle noise): Суммарный шум отдельно взятого транспортного средства, двумя главными компонентами которого являются шум силовой установки (см. 3.1.4) и шум шин (см. 3.1.3).

3.1.3 шум шин (tyre/road noise): Шум, возникающий в результате взаимодействия шин с дорогой.

3.1.4 шум силовой установки (power unit noise): Шум, генерируемый двигателем транспортного средства, выхлопной системой, системой всасывания, вентиляторами, трансмиссией и т.п.

3.2 статистический метод [Statistical Pass-By (SPB)]: Метод измерения шума транспортного средства и транспортного шума, возникающего на различных участках дорожного покрытия при заданных условиях движения транспорта.

Примечание - Измерения выполняют на дороге с большим числом транспортных средств, движущихся в нормальном режиме. Результаты, полученные данным методом, нормируют к стандартным скоростям в соответствии с категорией рассматриваемой дороги.

3.3 Категории дорог по скорости

Устанавливают три категории дорог, отличающиеся диапазоном скоростей транспортного потока и связанными с ними территориями (городские, пригородные, сельские и т.д.).

3.3.1 низкоскоростная дорога ("low" road speed category): Дорога со скоростью движения транспортного потока от 45 до 64 км/час.

Примечание - Такие условия обычно связывают с городским движением.

3.3.2 среднескоростная дорога ("medium" road speed category): Дорога со скоростью движения транспортного потока от 65 до 99 км/час.

Примечание - Такие условия обычно имеют место в пригородных зонах или на обычных междугородных трассах.

3.3.3 автомагистраль ("high" road speed category): Дорога со скоростью движения транспортного потока со скоростью* 100 км/час и более.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

Примечания

1 Тяжелые транспортные средства могут двигаться с меньшей средней скоростью.

2 Такие условия обычно имеют место на скоростных автомагистралях и в пригородных зонах.

3 Используемая в настоящем стандарте классификация дорог по категориям отличается от классификации дорог по [1].

3.4 Категории транспортных средств

В категории объединяют транспортные средства, имеющие общие характерные особенности, по которым они легко идентифицируются в транспортном потоке, например количество осей или размеры. Предполагают, что транспортные средства одной категории при движении в одинаковых режимах создают шум с близкими по значениям параметрами. В настоящем стандарте используют следующие категории транспортных средств, существенные при рассмотрении шумовых характеристик дорожного покрытия (см. приложение А).

Примечание - Используемая в настоящем стандарте классификация транспортных средств по категориям ограничена целями настоящего стандарта и отличается от классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕК ООН).

3.4.1 категория 1 (cars): Пассажирские легковые автомобили.

3.4.2 категория 2 (heavy vehicles): Тяжелые транспортные средства - все грузовики, городские и междугородные автобусы, имеющие, по меньшей мере, две оси и более четырех колес.

3.4.2.1 категория 2а (dual-axle heavy vehicles): Двухосные тяжелые транспортные средства - грузовики, городские и междугородные автобусы, имеющие две оси и более четырех колес.

3.4.2.2 категория 2b (multi-axle heavy vehicles): Многоосные тяжелые транспортные средства - грузовики, городские и междугородные автобусы, имеющие более двух осей.

3.5 максимальный уровень звука (maximum sound level) , дБА: Наибольший уровень звука, измеренный с использованием временной характеристики шумомера во время прохождения транспортного средства, для акустически распознаваемых транспортных средств, то есть незначительно маскируемых шумом других транспортных средств (см. 7.2).

3.6 уровень звука транспортного средства (vehicle Sound Level) , дБА: Максимальный уровень звука, определенный для опорной скорости по зависимости линии регрессии максимального уровня звука транспортных средств от логарифма скорости, построенной для каждой категории транспортных средств.

3.7 статистический показатель [statistical Pass-By Index (SPBI)] дБА: Показатель уровня шума для сравнения акустических характеристик дорожных покрытий, определяемый по уровням звука транспортных средств с учетом состава и скорости движения транспортного потока.

3.8 образцовое дорожное покрытие (reference surface): Дорожное покрытие, выбранное по определенным правилам для целей измерения в соответствии с настоящим стандартом.

Примечания

1 Уровни звука на образцовом дорожном покрытии нормируют к нулевому уровню (0 дБ) и уровни на всех других дорожных покрытиях представляют как отклонения от этого образцового уровня.

2 Основная цель метода - сравнение дорожных покрытий по уровням транспортного шума. Уровни транспортного шума, измеренные на одном дорожном покрытии, сравнивают с уровнями шума, измеренными на другом дорожном покрытии, принимаемом в качестве образцового.

3.9 Поглощающая поверхность

3.9.1 поглощающая поверхность дороги с твердым покрытием или грунтовой дороги (absorptive surface for road or ground surfaces): Поверхность, поглощающая большую часть падающей на нее звуковой энергии.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs