Статус документа
Статус документа

ВНТП ЦЛ-87/МПС Нормы технологического проектирования пригородных вокзалов

     
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Нормы распространяются на проектирование пригородных вокзалов железнодорожного транспорта, сооружаемых самостоятельно или совместно (объединенно) с вокзалом для дальних и местных пассажиров.

Примечания. 1. Проекты реконструкции или расширения пригородных вокзалов надлежит разрабатывать на основе настоящих Норм с учетом дополнительных требований и условий, излагаемых при необходимости в задании на проектирование.

2. При проектировании пригородных вокзалов следует соблюдать соответствующие требования других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР и MПC.

3. Отдельные отклонения от Норм допускаются при надлежащем обосновании и по согласованию с органами, утверждающими проекты, необходимые отклонения норм излагаются в задании на проектирование.

1.2. Пригородный железнодорожный вокзал - это комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для обслуживания пригородных пассажиров отправления и прибытия, расположенный на одной станции (остановочном, раздельном пункте), под единым административным подчинением.

Пригородный вокзал включает: пассажирское здание, пассажирские платформы, павильоны и навесы на платформах, переходы через железнодорожные пути - вокзальные переходы, которые могут быть в одном уровне или в разных (тоннели и пешеходные мосты), малые архитектурные формы и визуальные коммуникации. Пригородный вокзал на остановочном пункте (станции) в зависимости от местных условий может иметь не все перечисленные выше составляющие его элементы, например, пассажирское здание или павильон на платформе.

1.3. Основное назначение пригородного вокзала - это обеспечение безопасного, быстрого и удобного обслуживания пассажиров отправления при оформлении проездных документов и в период краткого ожидания посадки в поезда, а также кратковременного обслуживания пассажиров прибытия.

Учитывая, что значительная часть пассажиров не ограничивается поездкой по железной дороге, особое внимание при проектировании вокзалов должно быть уделено вопросам пересадки с одного вида транспорта на другой, например, с пригородных электропоездов на внутригородские (местные) автобусы, трамваи, метро и в обратном направлении.

1.4. При проектировании пригородных вокзалов необходимо:

а) предусматривать необходимый по местным условиям комплекс сооружений и устройств перечисленных в п.1.2 настоящих Норм, с целью обеспечения безопасного, удобного, удовлетворяющего санитарно-гигиеническим требованиям обслуживания пассажиров в любое время года при минимальной затрате времени на выполнение операций, связанных с отправлением или прибытием пригородных пассажиров;

б) учитывать природно-климатические, национальные и другие местные особенности района строительства; широко применять навесы, ветрозащитные стенки, солнцезащитные устройства (особенно и III и IV климатических районах), обеспечивающие защиту от вредного воздействия внешней среды;

в) обеспечивать четкое разделение потоков пассажиров отправления и прибытия, а также разных видов транспорта;

г) предусматривать передовые методы обслуживания пассажиров и широкое, экономически оправданное внедрение средств механизации и автоматизации при выполнении операций по обслуживанию пассажиров, уборке территорий, помещений и платформ;

д) учитывать возможность дальнейшего расширения вокзала;

е) добиваться экономичности в строительстве и эксплуатации вокзалов, применять конструкции, строительные и отделочные материалы, прогрессивное технологическое и инженерное оборудование.

1.5. Архитектурная выразительность вокзала в целом и его отдельных элементов должна быть достигнута правдивыми и экономичными средствами, отвечающими современной направленности советской архитектуры; при этом большое внимание должно быть уделено вопросам технической эстетики и благоустройства.

1.6. Пригородные вокзалы создаются в пределах устанавливаемой приказом Министерства путей сообщения зоны пригородного железнодорожного движения, обычно в пределах 150 км от головной станции.

1.7. В зависимости от функционального и объемно-планировочного решения вокзалы, обслуживающие пассажиров, могут быть трех схем: 1 - самостоятельный (раздельный), предназначенный для обслуживания только пригородных пассажиров; 2 - общий для пригородных и дальних пассажиров, но для обслуживания каждой категории пассажиров выделяются самостоятельные элементы вокзала, например, пассажирские здания или павильоны и помещения, переходы через железнодорожные пути, платформы; 3 - вокзал пригородных и дальних пассажиров является общим и все элементы эксплуатируются совместно.

Выбор схемы пригородного вокзала должен быть функционально, композиционно и технико-экономически обоснован.

1.8. В зависимости от взаиморасположения в плане пассажирских платформ и железнодорожных путей вокзалы разделяются на следующие типы:

а) боковой (береговой), когда пассажирские платформы располагаются сбоку, с внешней стороны обычно сквозных перронных железнодорожных путей и параллельно им;

б) островной, когда пассажирская платформа (платформы) располагается между перронными сквозными путями и параллельно им; вокзалы этого типа допускается проектировать в отдельных случаях, обоснованных местными условиями;

в) тупиковый, когда основная распределительная платформа располагается поперек тупиковых перронных путей, замыкая их и другие платформы, расположенные перпендикулярно распределительной платформе, допускаются на головных станциях тупикового типа при соответствующем обосновании;

г) комбинированный, сочетающий в себе черты двух или трех указанных выше типов вокзалов.

В большинстве случаев следует проектировать вокзалы бокового (берегового) типа как наиболее удобные в эксплуатации, а также комбинированные.

1.9. В зависимости от вида станции и ее расположения на пригородном железнодорожном участке (в зоне пригородного железнодорожного движения) пригородные вокзалы подразделяются на:

а) головные, которые располагаются в центре тяготения потоков пригородных пассажиров (железнодорожные узлы, относительно крупные города); здесь основная масса пассажиров начинает или заканчивает движение по железной дороге; обычно это наиболее крупные вокзалы, на которых необходим весь комплекс элементов, указанных в п.1.2;

б) зонные, которые располагаются в конце пригородных участков или зон на крупных пригородных станциях, с устройствами для оборота и отстоя пригородных поездов; значительная часть пассажиров заканчивает или начинает здесь путь следования по железной дороге;