8.1. Защита от коррозии судовых систем, систем судовых энергетических установок, аппаратов и оборудования, транспортирующих морскую и пресную воду, пар, нефтепродукты и сжатый воздух, должны осуществляться:
применением коррозионно-стойких материалов в зависимости от назначения систем и рода транспортируемой среды, в соответствии с Приложением Н;
путем рационального конструирования с выполнением следующих основных требований: максимально возможная прямолинейность трассировки трубопроводов, изготовление элементов трубопроводов из однородных металлов, обеспечение допустимой скорости движения и температуры транспортируемой среды, исключение возможности образования застойных зон.
8.2. Конструктивное исполнение узлов разделения и слияния потоков морской воды должно производиться по принципу снижения гидравлических сопротивлений и повышению технологичности конструкции в соответствии с РД 5.5104-79.
8.3. Толщины стенок судовых трубопроводов аппаратов и оборудования должны выбираться с учетом скоростей коррозии по РД 5.5104-79.
Выбранные толщины стенок не должны быть менее требуемых Правилами Российского Морского Регистра судоходства.
8.4. Защита от контактной коррозии судовых систем и оборудования, имеющих сопряжение разнородных металлов, должна осуществляться:
изоляционными покрытиями и уплотняющими материалами;
электрическим разъединением;
электрохимической защитой.
Выбор средств защиты определяется разработчиком по согласованию с судовладельцем в зависимости от типа, назначения и условий эксплуатации конструкции.
8.5. Изоляцию сопрягаемых конструкций из разнородных металлов от морской и пресной воды и влажного воздуха следует осуществлять лакокрасочными покрытиями, предусмотренными для транспортируемой среды, с одновременным уплотнением зазоров, образующихся между контактирующими металлами.
Системы лакокрасочных покрытий должны выбираться с учетом условий эксплуатации систем в соответствии с Приложением Г.
8.6. Протекторная защита применяется для предотвращения:
- контактной коррозии судовых систем, аппаратов и оборудования при использовании разнородных материалов;
- избирательной и питтинговой коррозии.
8.7. Выбор материала протектора для наиболее распространенных контактных пар материалов должен производиться в соответствии с данными Таблицы 6.
Таблица 6
Сочетание материалов, требующих установки протекторов
Сочетание | Материал, подверженный коррозии | Материал протектора |
Углеродистые, низколегированные стали и чугун - сплавы на медной основе, легированные стали, титановые сплавы | Углеродистые, низколегированные стали, чугун | Zn, Al |
Сплавы на медной основе - легированные стали, титановые сплавы | Сплавы на медной основе | Сталь Ст 3 или ЮЗ |
Латунь - медь, бронза, медно-никелевые сплавы | Латунь | Сталь Ст 3 или ЮЗ |
Легированная сталь - титановые сплавы | Легированная сталь | Сталь Ст 3 или ЮЗ |
Легированная сталь - коррозионно-стойкая сталь аустенитного класса | Легированная сталь | Сталь Ст 3 или ЮЗ |
8.8. Ряд материалов, подверженных в морской воде избирательной или питтинговой коррозии вне зависимости от контактов с другими металлами, требуют применения протекторной защиты.
Марки материалов, допущенных для работы в морской воде, только при обеспечении протекторной защиты, приведены в Таблице 7.
Таблица 7
Марки материалов, эксплуатация которых в морской
воде недопустима без протекторной защиты