Статус документа
Статус документа

РД 31.28.10-97 Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии

8. КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ СУДОВЫХ СИСТЕМ АППАРАТОВ
 И ОБОРУДОВАНИЯ ОТ КОРРОЗИИ И ОБРАСТАНИЯ

8.1. Защита от коррозии судовых систем, систем судовых энергетических установок, аппаратов и оборудования, транспортирующих морскую и пресную воду, пар, нефтепродукты и сжатый воздух, должны осуществляться:

применением коррозионно-стойких материалов в зависимости от назначения систем и рода транспортируемой среды, в соответствии с Приложением Н;

путем рационального конструирования с выполнением следующих основных требований: максимально возможная прямолинейность трассировки трубопроводов, изготовление элементов трубопроводов из однородных металлов, обеспечение допустимой скорости движения и температуры транспортируемой среды, исключение возможности образования застойных зон.

8.2. Конструктивное исполнение узлов разделения и слияния потоков морской воды должно производиться по принципу снижения гидравлических сопротивлений и повышению технологичности конструкции в соответствии с РД 5.5104-79.

8.3. Толщины стенок судовых трубопроводов аппаратов и оборудования должны выбираться с учетом скоростей коррозии по РД 5.5104-79.

Выбранные толщины стенок не должны быть менее требуемых Правилами Российского Морского Регистра судоходства.

8.4. Защита от контактной коррозии судовых систем и оборудования, имеющих сопряжение разнородных металлов, должна осуществляться:

изоляционными покрытиями и уплотняющими материалами;

электрическим разъединением;

электрохимической защитой.

Выбор средств защиты определяется разработчиком по согласованию с судовладельцем в зависимости от типа, назначения и условий эксплуатации конструкции.

8.5. Изоляцию сопрягаемых конструкций из разнородных металлов от морской и пресной воды и влажного воздуха следует осуществлять лакокрасочными покрытиями, предусмотренными для транспортируемой среды, с одновременным уплотнением зазоров, образующихся между контактирующими металлами.

Системы лакокрасочных покрытий должны выбираться с учетом условий эксплуатации систем в соответствии с Приложением Г.

8.6. Протекторная защита применяется для предотвращения:

- контактной коррозии судовых систем, аппаратов и оборудования при использовании разнородных материалов;

- избирательной и питтинговой коррозии.

8.7. Выбор материала протектора для наиболее распространенных контактных пар материалов должен производиться в соответствии с данными Таблицы 6.

Таблица 6


Сочетание материалов, требующих установки протекторов

Сочетание

Материал, подверженный коррозии

Материал протектора

Углеродистые, низколегированные стали и чугун - сплавы на медной основе, легированные стали, титановые сплавы

Углеродистые, низколегированные стали, чугун

Zn, Al

Сплавы на медной основе - легированные стали, титановые сплавы

Сплавы на медной основе

Сталь Ст 3 или ЮЗ

Латунь - медь, бронза, медно-никелевые сплавы

Латунь

Сталь Ст 3 или ЮЗ

Легированная сталь - титановые сплавы

Легированная сталь

Сталь Ст 3 или ЮЗ

Легированная сталь - коррозионно-стойкая сталь аустенитного класса

Легированная сталь

Сталь Ст 3 или ЮЗ



8.8. Ряд материалов, подверженных в морской воде избирательной или питтинговой коррозии вне зависимости от контактов с другими металлами, требуют применения протекторной защиты.

Марки материалов, допущенных для работы в морской воде, только при обеспечении протекторной защиты, приведены в Таблице 7.

Таблица 7

     

Марки материалов, эксплуатация которых в морской
воде недопустима без протекторной защиты