2.3.1. Ответственность за исправное состояние якорного устройства и соблюдение правил техники безопасности при работе с ним несет 1-й штурман (1-й помощник капитана).
2.3.2. Все детали якорного устройства: брашпили, шпили, тормозные и стопорные устройства должны действовать надежно и безопасно. Устройство для крепления якорей по-походному должно обладать достаточной прочностью и позволять быструю их отдачу.
2.3.3. Работы по отдаче или подъему якорей производят только по команде вахтенного начальника.
2.3.4. Запрещается соединять цепные барабаны без предварительной проверки работы брашпиля вхолостую.
2.3.5. Лицу, управляющему брашпилем, запрещается отходить от рычага управления во время работы.
2.3.6. Запрещается разобщать цепные барабаны, не удостоверившись в их закреплении ленточными тормозами.
2.3.7. При стоянке у причалов запрещается оставлять якоря закрепленными только на ленточных тормозах. Якорь-цепи должны закрепляться дополнительно стопорным устройством.
2.3.8. Запрещается эксплуатация судна, если якорное устройство имеет следующие неисправности:
звенья и скобы якорной цепи имеют трещины, повреждения или износ более 20%, а на судах смешанного плавания - 10%;
в якорной цепи имеются звенья с выпавшими контрфорсами (распорками);
якорная цепь проскакивает в звездочке брашпиля (шпиля) или щеколде стопора;
не в порядке стопоры цепей, тормозное устройство брашпиля (шпиля), а также узлы дистанционной отдачи якоря;
износ клюзов и стопоров препятствует нормальной работе устройства;
не обеспечивается безотказная отдача якорей при дистанционной их отдаче или не исключается возможность самопроизвольной отдачи якорей; проверка работоспособности системы дистанционной отдачи якоря должна производиться при застопоренной якорной цепи палубным стопором. Если при проверке обнаружится, что безотказная отдача якоря не обеспечивается или возможна его самопроизвольная отдача, то использование якорного устройства с дистанционной отдачей из рулевой рубки запрещается;
якорные цепи не прошли в установленные сроки испытания и не имеют соответствующего свидетельства.
2.3.9. Перед отдачей якоря необходимо:
произвести наружный осмотр якорного устройства и убедиться в его исправности;
убедиться в исправности ленточного тормоза до отдачи цепного и винтового стопоров;
освободить якорную цепь от палубного стопора;
убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов в цепном ящике и в исправном состоянии устройства аварийной отдачи якорной цепи;
убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов на линии якорной цепи и плавучих средств под носовым (кормовым) подзором.
2.3.10. Завоз на шлюпке якоря должен осуществляться под руководством одного из лиц командного состава.
Якорь на шлюпке должен крепиться найтовом из растительного троса. Запрещается находиться между вымбовками, на которых расположен якорь, между транцевой доской и якорем, а также внутри бухты каната, уложенного в шлюпке. Сбрасывать якорь следует штоком вперед.
2.3.11. Спуск якорей и другого груза с борта судна в шлюпку должен производиться на тихой воде при волнении не более трех баллов с помощью грузоподъемных устройств, плавно, без рывков. Запрещается находиться в шлюпке непосредственно под спускаемым грузом.
2.3.12. Перед отдачей якоря с кран-балки необходимо убедиться, что отдан палубный стопор. Запрещается стоять под кран-балкой с подвешенным на ней якорем.
2.3.13. На малых судах с массой якоря до 50 кг, где отсутствуют якорные клюзы, перед постановкой на якорь необходимо убедиться в следующем:
ходовой конец якорного каната заложен в направляющий роульс и его планка застопорена;
якорный канат разложен на палубе шлагами и закреплен на необходимую длину.