Статус документа
Статус документа

Р 52.24.309-2004 Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета

     4 Общие положения

4.1 Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.

Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ N 1225-Р от 31 августа 2002 г.) определяет следующие стратегические цели государственной политики в области экологии:

а) сохранение природных систем;

б) поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и демографической ситуации;

в) обеспечение экологической безопасности страны.

В этой же доктрине определены следующие основные направления государственной политики в области экологии:

а) обеспечение устойчивого природопользования;

б) снижение уровня загрязнения окружающей среды;

в) сохранение и восстановление природной среды.

Обязательный элемент в реализации этих направлений - наличие информации о состоянии природной среды и уровня ее загрязнения, изменении этого состояния во времени, воздействии природной среды на качество жизни населения.

Для получения таких сведений организованы и функционируют системы и службы наблюдений различных министерств и ведомств, осуществляющие в пределах своей компетенции мониторинг окружающей среды и контроль в области охраны окружающей среды.

Наблюдения проводятся по правилам, установленным в соответствии с функциональными обязанностями министерств и ведомств, и в порядке, обусловленном особенностями их организационного управления.

4.2 Объединить усилия различных служб и систем призван государственный мониторинг окружающей среды - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Мониторингу подлежат все компоненты природной среды - земля, недра, почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Объектом мониторинга воды являются природные водные объекты и источники воздействия на них.

4.3 Организацию и осуществление государственного мониторинга природной среды обеспечивают в пределах своей компетенции специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

а) Министерство природных ресурсов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

в) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти.

Эти органы в пределах своей компетенции выполняют следующее:

а) формируют государственную систему наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;

б) взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и функционирования системы;

в) осуществляют сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

4.4 Система наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши является составной частью государственного мониторинга и государственной службы наблюдений за состоянием окружающей природной среды.

4.5 Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши проводятся организациями ряда министерств и ведомств. Среди них особое место занимает система Росгидромета. В настоящее время ГСН базируется в основном на сети пунктов наблюдений этого ведомства.

4.6 Наблюдения за химическим составом поверхностных вод суши начаты службой Росгидромета еще в середине 30-х годов. Однако лишь с организацией ОГСНК, позднее преобразованной в ГСН, эти наблюдения превратились в достаточно стройную научно-обоснованную систему, охватывающую с большим или меньшим пространственным разрешением практически всю территорию СССР, в том числе и Российской Федерации.

4.7 Деятельность системы наблюдений регламентируется пакетом нормативных документов. Основополагающий документ по организации и проведению наблюдений системы ОГСНК впервые разработан и опубликован в 1977 г. [6]. Последующие этапы развития системы нашли свое отражение в таких усовершенствованных документах, как ГОСТ 17.1.3.07, методические указания [7], РД 52.24.309-92.

4.8 В зависимости от целей наблюдения подразделяются на следующие виды:

а) режимные;