4.1 Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ N 1225-Р от 31 августа 2002 г.) определяет следующие стратегические цели государственной политики в области экологии:
а) сохранение природных систем;
б) поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и демографической ситуации;
в) обеспечение экологической безопасности страны.
В этой же доктрине определены следующие основные направления государственной политики в области экологии:
а) обеспечение устойчивого природопользования;
б) снижение уровня загрязнения окружающей среды;
в) сохранение и восстановление природной среды.
Обязательный элемент в реализации этих направлений - наличие информации о состоянии природной среды и уровня ее загрязнения, изменении этого состояния во времени, воздействии природной среды на качество жизни населения.
Для получения таких сведений организованы и функционируют системы и службы наблюдений различных министерств и ведомств, осуществляющие в пределах своей компетенции мониторинг окружающей среды и контроль в области охраны окружающей среды.
Наблюдения проводятся по правилам, установленным в соответствии с функциональными обязанностями министерств и ведомств, и в порядке, обусловленном особенностями их организационного управления.
4.2 Объединить усилия различных служб и систем призван государственный мониторинг окружающей среды - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Мониторингу подлежат все компоненты природной среды - земля, недра, почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Объектом мониторинга воды являются природные водные объекты и источники воздействия на них.
4.3 Организацию и осуществление государственного мониторинга природной среды обеспечивают в пределах своей компетенции специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
а) Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
б) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
в) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти.
Эти органы в пределах своей компетенции выполняют следующее:
а) формируют государственную систему наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;
б) взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и функционирования системы;
в) осуществляют сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
4.4 Система наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши является составной частью государственного мониторинга и государственной службы наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
4.5 Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши проводятся организациями ряда министерств и ведомств. Среди них особое место занимает система Росгидромета. В настоящее время ГСН базируется в основном на сети пунктов наблюдений этого ведомства.
4.6 Наблюдения за химическим составом поверхностных вод суши начаты службой Росгидромета еще в середине 30-х годов. Однако лишь с организацией ОГСНК, позднее преобразованной в ГСН, эти наблюдения превратились в достаточно стройную научно-обоснованную систему, охватывающую с большим или меньшим пространственным разрешением практически всю территорию СССР, в том числе и Российской Федерации.
4.7 Деятельность системы наблюдений регламентируется пакетом нормативных документов. Основополагающий документ по организации и проведению наблюдений системы ОГСНК впервые разработан и опубликован в 1977 г. [6]. Последующие этапы развития системы нашли свое отражение в таких усовершенствованных документах, как ГОСТ 17.1.3.07, методические указания [7], РД 52.24.309-92.
4.8 В зависимости от целей наблюдения подразделяются на следующие виды:
а) режимные;