Статус документа
Статус документа

Инструкция по устройству гидроизоляции сборных железобетонных и чугунных обделок тоннелей метрополитенов закрытого способа работ

     4. ТЕХНОЛОГИЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ СБОРНЫХ ОБДЕЛОК
ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

4.1. Гидроизоляция болтовых отверстий достигается применением специальных гидроизолирующих шайб, помещаемых под головки и гайки болтов.

4.2. Гидроизоляционные работы в тоннелях метрополитенов глубокого заложения должны производиться в условиях возведения обделки при температуре не ниже +5 °С.

Обделки тоннелей, возведенные с помощью замораживания грунтов, должны быть гидроизолированы после их оттаивания и прогрева воздуха в тоннеле до указанной температуры.

4.3. В обделках тоннелей из чугунных, железобетонных тюбингов и блоков в результате выполнения гидроизоляционных работ должна быть устранена возможность поступления воды из болтовых отверстий, отверстий для нагнетания за обделку и стыков между отдельными тюбингами (рис.16).


Рис.16. Гидроизолируемые в чугунной тюбинговой обделке тоннелей места возможного просачивания воды:

1 - болтовые отверстия; 2 - отверстия для нагнетания за обделку тоннеля; 3 - стыки между тюбингами



4.4. Гидроизоляционные работы при ликвидации источника течи должны выполняться соответствующими предназначенными для этого материалами, предусмотренными в приложении 1.

4.5. Гидроизоляционные работы должны выполняться одним из предусмотренных проектом типов гидроизоляции, приведенных в табл.8, 9, с учетом назначения тоннеля и глубины его заложения.

4.6. При выполнении гидроизоляционных работ должны строго соблюдаться конструктивные решения, предусмотренные табл.12, для подавления каждого источника водопритока.

4.7. Гидроизоляционные работы по пп.4.4-4.6 должны сопровождаться выполнением комплекса других мероприятий, относящихся к цементации грунта, первичному и контрольному нагнетанию, способствующих снижению водопритока и обеспечивающих водонепроницаемость обделки в условиях ее эксплуатации при заданном гидростатическом давлении до 0,5 МПа.

4.8. Гидроизоляцию болтовых отверстий (тип ГБО-1) в тюбинговой обделке станционных, эскалаторных тоннелей, натяжных камер СТП, шахтных стволов и перегонных тоннелей в неустойчивых грунтах следует производить в стадии замены болтов, предусматривающей перестановку всех монтажных болтов на постоянные болтовые соединения с соответствующим комплектом гидроизоляционных шайб.

4.9. Гидроизоляция болтовых отверстий в перегонных тоннелях может, в соответствии с требованиями п.4.8, производиться и в процессе монтажа обделки приемами, обеспечивающими установку болтовых соединений с гидроизоляционными шайбами в чистые болтовые отверстия.

4.10. Гидроизоляцию болтовых отверстий в стадии монтажа тюбинговой обделки тоннеля при незатапливаемом забое следует выполнять по всему периметру обделки, а при наличии воды в лотке с труднопонижаемым уровнем ее - выше зоны его затопления.

4.11. Гидроизоляцию болтовых отверстий тюбинговой обделки станционных, эскалаторных и перегонных тоннелей метрополитена, сооружаемых в условиях возможного гидростатического давления до 0,5 МПа, следует производить с применением гидроизоляционных асбобитумных шайб (см. пп.2.4-2.6) типа ГБО-1.

4.12. Гидроизоляцию болтовых отверстий тюбинговой обделки перегонных тоннелей, сооружаемых в условиях возможного гидростатического давления до 0,3 МПа, допускается производить с применением гидроизоляционных полиэтиленовых шайб (см. п.2.7 и п.2.8) типа ГБО-2.

4.13. На участках со смещенными при монтаже обделки болтовыми отверстиями в порядке исключения допускается их гидроизоляция путем постановки болтов с уменьшенным на величину до 5 мм от проектного диаметром в сочетании с волокнистыми шайбами, пропитанными каменноугольными смолопродуктами или смесью натуральной олифы и свинцового сурика (см. приложение 7).

На участках тоннелей, эксплуатируемых в условиях высокой температуры геотермальных вод, окружающих обделку, а также в других особых случаях следует применять свинцовые шайбы, отвечающие требованиям приложения 8.

4.14. Гидроизоляцию отверстий для нагнетания типа ГОН в станционных, эскалаторных и перегонных тоннелях следует выполнять после завершения контрольного нагнетания постановкой в них чугунных пробок (см. рис.5) в сочетании с гидроизоляционной прокладкой, помещенной под ее заплечиками.

4.15. Гидроизоляция отверстий для нагнетания в тюбинговой обделке станционных, эскалаторных и перегонных тоннелей метрополитенов, сооружаемых в условиях возможного гидростатического напора до 0,5 МПа, должна производиться с применением под заплечиками пробок гидроизоляционных асбобитумных прокладок по п.2.9 (тип ГОН-1) (приложение 9).

4.16. Гидроизоляцию отверстий для нагнетания перегонных тоннелей метрополитенов, сооружаемых в условиях возможного гидростатического напора до 0,3 МПа, допускается при дополнительном согласовании с дирекцией заказчика производить и с применением гидроизоляционных полиэтиленовых прокладок по п.2.10 (тип ГОН-2) (приложение 10).

4.17. Выполнение гидроизоляционных работ по пп.4.15 и 4.16 должно сопровождаться прогонкой резьбы в отверстиях тюбингов, обеспечивающих ввинчивание пробок на всю ее длину.

4.18. На участках перегонных тоннелей с обделкой из чугунных тюбингов допускается в лотковой части тоннеля применять в отдельных отверстиях для нагнетания с забитой резьбой гидроизоляцию типа ГОН-3 путем тампонирования их увлажненной быстросхватывающейся смесью БУС по пп.2.11-2.13; в отверстии с забитой резьбой тюбингов остальной части обделки должны быть установлены пробки согласно п.3.30.

4.19. Гидроизоляцию стыков между чугунными элементами тюбинговой обделки перегонных тоннелей и притоннельных сооружений, возводимых в условиях возможного гидростатического давления до 0,5 МПа при дренируемом водопритоке, следует выполнять быстросхватывающейся уплотняющей смесью БУС или БРЦ по пп.2.11-2.13 (тип ГСТ-1).

4.20. Гидроизоляцию стыков между чугунными элементами тюбинговых обделок станций, тягово-понизительных подстанций, пересадочных узлов, эскалаторных тоннелей и перегонных тоннелей, подвергающихся воздействиям знакопеременных температур, следует производить с зачеканкой нижней части канавок свинцовой проволокой по п.2.14 и остающейся верхней части канавок - быстросхватывающейся уплотняющей смесью БУС (или БРЦ) по пп.2.11-2.13 (тип ГСТ-4).

4.21. Гидроизоляцию стыков между чугунными элементами тюбинговых обделок перегонных тоннелей, возводимых под сжатым воздухом на кессонных участках, а также на участках, характерных наличием труднодренируемого водопритока, следует производить зачеканкой нижней части канавок освинцованным шнуром по п.2.14 и остающейся части канавок - быстросхватывающейся уплотняющейся смесью БУС по пп.2.11-2.13 (тип ГСТ-5).

4.22. Трещины в чугунных тюбингах обделки тоннелей, заделка которых санкционирована проектной организацией и местной дирекцией строящегося метрополитена, следует гидроизолировать с применением дрязги, предусмотренной п.2.17, в сочетании с подслоем свинца по п.2.14 (тип ЗТ-1).