Статус документа
Статус документа

РД 52.21.680-2006

     

Руководящий документ

Руководство по определению дальности видимости на ВПП (RVR)

          


ВНЕСЕНА поправка N 1, утвержденная 29.02.2016, введенная в действие приказом Росгидромета от 14.03.2016 N 109 с 15.03.2016

Поправка внесена изготовителем базы данных


     1 Область применения


Настоящее Руководство содержит методику определения дальности видимости на ВПП, которая используется при разработке и применении соответствующих таблиц и инструментальных средств, в том числе АМИС, а также для корректировки их программного обеспечения при установке на аэродромах гражданской авиации новых светосигнальных систем.

Требования настоящего Руководства и таблицы, представленные в приложениях, являются обязательными при метеорологическом обеспечении взлета и посадки воздушных судов для специалистов авиационных метеорологических центров, авиационных метеорологических станций гражданских, а также рекомендуемыми при обучении авиационного и метеорологического персонала.

2 Термины и определения

2.1 аэродром: Определенный участок земной или водной поверхности (включая любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения по этой поверхности воздушных судов.

2.2 видимость: Видимость для авиационных целей представляет собой наибольшую из следующих величин:

а) наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать черный объект приемлемых размеров, расположенный вблизи земли при наблюдении на светлом фоне;

б) наибольшее расстояние, на котором можно различить и опознать огни силой света около 1000 кд на неосвещенном фоне.

Примечания

1 Эти два расстояния имеют различные значения в воздухе с заданным показателем ослабления, причем второе расстояние (б) зависит от освещенности фона, а первое расстояние (а) характеризуется метеорологической дальностью видимости (MOR).

2 Термин метеорологическая дальность видимости МДВ и его определение приводятся из руководящих документов ИКАО* [1, 2].

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


В отечественной практике второе расстояние (б) характеризуется видимостью групповых огней силой света 100 кд, что соответствует наименьшей силе света групповых огней ВПП светосигнальных систем ОМИ и одиночного светового ориентира (эл. лампа 60 Вт).

2.3 визуальный порог освещенности: Наименьшая освещенность, при которой можно видеть небольшой точечный источник света (люкс, лк).

2.4 дальность видимости: Максимальное расстояние обычно по горизонтали, на котором становится видимым источник света или объект при определенных значениях яркости фона (метр, м или километр, км). На практике дальность видимости отождествляется с видимостью.

2.5 дальность видимости на ВПП (RVR): Расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или огни, которые ограничивают ВПП или обозначают ее осевую линию (метры, м).

2.6 закон Алларда: Уравнение, связывающее освещенность E, создаваемую точечным источником света с интенсивностью I в атмосфере с прозрачностью или ослаблением на плоскости, перпендикулярной линии зрения и расположенной на расстоянии S от источника света.

Примечание - Применяется для вычисления дальности видимости огней.

2.7 закон Кошмидера: Соотношение между видимым яркостным контрастом объекта, визуально наблюдаемого на расстоянии на фоне горизонта, и его собственным яркостным контрастом , т.е. яркостным контрастом, который будет иметь данный объект на фоне горизонта при наблюдении с очень близкого расстояния.

Примечание - Применяется к определению дальности видимости объектов днем.

2.8 измеритель рассеяния: Прибор для оценки показателя ослабления интенсивности света путем измерения светового потока, рассеянного за пределы луча света находящимися в атмосфере частицами.

2.9 коэффициент пропускания (пропускаемость, прозрачность): Часть светового потока, которая сохраняется в луче после прохождения оптической траектории в атмосфере на единицу расстояния (безразмерная величина).

Примечание - Коэффициент пропускания используется при определении степени ослабления светового потока на определенной траектории конкретной длины, называемой измерительной базой трансмиссометра (фотометра). В этом случае полученная величина умножается на 100 и выражается в процентах (%).

2.10 метеорологическая дальность видимости МДВ: В дневное время определяется как наибольшее расстояние, на котором черный объект, имеющий подходящие размеры и находящийся у поверхности земли, можно увидеть и распознать при наблюдении на фоне рассеивающей среды: тумана, неба и т.д. Следует отметить, что необходимо использовать критерии распознавания объекта, а не просто его видения.

Метеорологическая дальность видимости в ночное время определяется как:

а) наибольшее расстояние, на котором можно видеть и распознать черный объект необходимых размеров, повысив общую освещенность до уровня дневной освещенности, или

б) наибольшее расстояние, на котором можно увидеть и распознать источники света умеренной силы.

Примечание - Термин метеорологическая дальность видимости МДВ и его определение приводятся по публикации ВМО [3].

2.11 метеорологическая дальность видимости (метеорологическая оптическая дальность) MOR: Длина пути в атмосфере, создающая ослабление светового потока от лампы накаливания при дневной температуре 2700 К до 0,05 его первоначального значения; при этом световой поток оценивается по функции фотометрической яркости, которая определена Международной светотехнической комиссией (метр, м или километр, км).

Примечания:

1 Отношение между метеорологической дальностью видимости (метеорологической оптической дальностью) и показателем ослабления (при пороге контрастной чувствительности глаза 0,05) с использованием закона Кошмидера выражается в виде . При определенных условиях MOR соответствует видимости.

2 При допущении, что расчет величин, относящихся к световому потоку, основан на использовании в качестве эталона лампы накаливания при световой температуре 2700 К, определение MOR можно сформулировать как длина пути в атмосфере, создающая ослабление светового потока в коллимационном пучке до 0,05 его первоначального значения.

3 Термин метеорологическая дальность видимости (метеорологическая оптическая дальность) (MOR) и его определение приводятся по публикации ИКАО [1]. Этому термину соответствует термин метеорологическая оптическая дальность (MOR), приведенный в публикации ВМО [3].

2.12 минимум аэродрома для взлета: Минимально допустимые значения дальности видимости на ВПП (видимости) или при необходимости высоты нижней границы облаков и видимости, позволяющих безопасно производить взлет на воздушном судне данной категории (метр, м).

2.13 минимум аэродрома для посадки: Минимально допустимые значения высоты принятия решения и видимости на ВПП или видимости, позволяющие безопасно производить посадку на воздушном судне данной категории (метр, м).

2.14 освещенность E: Отношение светового потока к площади освещаемой поверхности (люкс или люмен на квадратный метр, лм·м).

2.15 показатель ослабления : Пропорциональная величина ослабления светового потока в коллимированном пучке от лампы накаливания при цветовой температуре 2700 К при прохождении его в атмосфере на единицу расстояния (на один метр, м).

Примечание - Данный показатель является мерой ослабления светового потока, вызванного рассеянием и поглощением света.

2.16 порог контрастной чувствительности глаза : Минимальное значение различимого глазом яркостного контраста, т.е. значение, при котором объект можно отличить от его фона (безразмерная величина).

Примечание - Порог контрастной чувствительности глаза меняется в зависимости от зрения человека. Для удовлетворения требований авиации Международным соглашением (ИКАО-ВМО, 1973 г.) при определении метеорологической оптической дальности (MOR) принят порог контрастной чувствительности глаза 0,05.

2.17 порог освещенности : Наименьшая освещенность на зрачке глаза наблюдателя, которая позволяет обнаружить точечные источники света на фоне с данной яркостью (люкс, лк).

2.18 световой поток F: Величина, получаемая на основе потока излучения путем оценки этого излучения в соответствии с его воздействием на стандартного фотометрического наблюдателя, который определен Международной светотехнической комиссией (IEC) (люмен, лм).

Примечание - Поток излучения характеризует силу пучка света, а световой поток характеризует уровень чувствительности глаза к этому пучку света.

2.19 сила света (интенсивность света) I: Световой поток, приходящийся на единицу телесного угла (кандела, кд).

2.20 трансмиссометр (фотометр): Прибор, который осуществляет непосредственные измерения коэффициента пропускания (прозрачности) атмосферы между двумя точками в пространстве, т.е. вдоль определенной длины траектории или базисной линии.

2.21 яркость (фотометрическая яркость) L: Сила света, приходящаяся на единицу площади освещаемой поверхности в заданном направлении (кандела на квадратный метр, кд·м).

3 Сокращения

АМИС

Автоматизированная метеорологическая измерительная система

ВМО (WMO)

Всемирная метеорологическая организация

ВПП

Взлетно-посадочная полоса

ВС

Воздушное судно

ИКАО (ICAO)

Международная организация гражданской авиации

МДВ

Метеорологическая дальность видимости

ОВИ

Огни высокой интенсивности

ОМИ

Огни малой интенсивности

Росгидромет

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

УГМК

Управление по гидрометеорологии и кадрам

ЭВМ

Электронно-вычислительная машина

MOR

(Meteorological Optical Range (метеорологическая оптическая дальность)

RVR

Runway Visual Range (дальность видимости на ВПП)

     

     4 Дальность видимости на ВПП

4.1 Общие положения

Как следует из определения термина "дальность видимости на ВПП (RVR)", оценка дальности видимости на взлетно-посадочной полосе производится по дальности видимости маркировки покрытия ВПП, и дальности видимости огней ВПП аэродромной светосигнальной системы, т.е. боковых огней, ограничивающих ВПП, и осевых огней ВПП. При этом в тех случаях, когда дальность видимости огней аэродромной светосигнальной системы меньше видимости маркировки ВПП за дальность видимости на ВПП принимается дальность видимости маркировки ВПП.

Дальность видимости маркировки ВПП, которую должен видеть пилот при взлете и посадке, так же как и дальность видимости огней аэродромной светосигнальной системы, наблюдателю (средству измерения), находящемуся не на ВПП, определить невозможно, поэтому информацию о дальности видимости на ВПП следует рассматривать как максимально приближенную к реальному значению.

Определение дальности видимости на ВПП осуществляется по результатам измерений, полученным либо инструментальным методом, либо визуальным способом с помощью наблюдателя.

Дальность видимости маркировки покрытия ВПП при использовании инструментальных средств в светлое время суток соответствует измеренной прибором метеорологической оптической дальности (MOR). В темное время значения MOR характеризуют дальность видимость маркировки ВПП при условии повышения освещенности до уровня дневной.

Дальность видимости маркировки покрытия ВПП при использовании визуального метода измерения видимости с допустимой степенью корреляции соответствует видимости, определенной по щитам-ориентирам.

Методы и средства измерения метеорологической оптической дальности описаны в разделе 5, методы и средства визуальных наблюдений видимости - в разделе 6.

Дальность видимости огней ВПП аэродромных светосигнальных систем определяется описанным ниже расчетным методом с использованием результатов инструментальных или визуальных измерений.

4.2 Формулы для вычисления дальности видимости огней

4.2.1 Дальность видимости огней аэродромной светосигнальной системы S вычисляется по соотношению, вытекающему из закона Алларда

,                                                           (1)

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».