3.1 Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте - ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 7 лет, а также методическую помощь родителям или лицам, их замещающим, на основе утвержденных программ воспитания и обучения.
Все виды ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении начинаются с традиционного названия "Детский сад". В настоящих нормах, как и в официальных документах Департамента образования города Москвы, наименование дошкольного образовательного учреждения "Детский сад" может применяться как официальный термин, адекватный ДОУ.
3.2 Настоящими нормами устанавливаются требования к проектированию зданий следующих видов государственных, частных (и иных негосударственных) ДОУ (в соответствии с классификацией Департамента образования города Москвы):
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, в любом сочетании);
центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.
3.3 Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста предусматриваются также следующие виды государственных и частных учреждений:
начальная школа - детский сад;
начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Требования настоящих норм распространяются только на дошкольные отделения этих видов образовательных учреждений, а также на вопросы взаимосвязи и взаимоизоляции дошкольного и школьного отделений внутри здания и на участке.
3.4 Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями развития могут предусматриваться:
для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих;
для воспитания и обучения детей с нарушениями зрения: слабовидящих; с косоглазием и амблиопией;
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых), глубокой умственной отсталостью (только в возрасте старше 3-х лет), задержкой психического развития;
для детей с нарушениями речи, фонетико-фонематическими нарушениями (только в возрасте старше 3-х лет);
для детей с туберкулезной интоксикацией;
для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта).
3.5 Для различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы, особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов.
Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему) городских дошкольных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, составляют:
Детские сады общего типа - традиционные отдельно стоящие здания ДОУ вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп. Детские сады вместимостью до 150 мест могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов, встроенными или встроенно-пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го). В соответствии с классификацией видов образовательных учреждений, в этих зданиях может размещаться любое ДОУ (п.3.2 настоящих норм);
"Начальная школа - детский сад" (дошкольное и школьное отделения объединяются в одном здании, при общем числе детей в дошкольном и школьном отделениях - не более 350). В соответствии с классификацией образовательных учреждений, может являться начальной школой - детским садом; начальной школой - детским садом компенсирующего вида; прогимназией;
ДОУ "Домашний детский сад" - имеющий пониженную численность детей в детских группах (по 10-12 детей) и размещаемый в первых этажах жилых зданий, вместимостью не более 6 групп;
Комплекс дошкольного воспитания (КДВ), объединяющий несколько отдельно стоящих или встроенных ДОУ, основанный на централизации специализированных помещений общевоспитательного цикла (бассейн, зал-арена для детских утренников и спектаклей, детские кружки и секции) и хозяйственных процессов (приготовление и доставка готовой пищи, стирка белья и т.п.). В составе КДВ, как правило, предусматривается Центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - главное здание, в котором размещаются преимущественно детские группы старших возрастов, методический центр всего комплекса, централизованные специализированные помещения общевоспитательного цикла и группы помещений централизованного хозяйственного обслуживания. При этом остальные здания ДОУ комплекса дошкольного воспитания могут иметь пониженную вместимость - 4-6 детских групп, именоваться групповыми отделениями и предусматриваться не только отдельно стоящими, но и встроенными в первые этажи жилых зданий или встроенно-пристроенными (пристроенными) к жилым домам. В качестве ЦДВ в комплексе дошкольного воспитания может предусматриваться ДОУ общего типа или "Начальная школа - детский сад". Групповые отделения могут быть специализированными, т.е. осуществлять программную деятельность, определяемую видом образовательного учреждения. Общеразвивающее групповое отделение может быть отделением только интеллектуального или только художественного развития детей, или компенсирующим и иметь специализацию, определяемую видом нарушений развития детей (п.3.4 настоящих норм) и т.п.