В методических рекомендациях изложены методы определения максимальных дождевых расходов, рекомендуемые для обоснования отверстий водопропускных, водоотводных и водосборных сооружений при проектировании внегородских автомобильных дорог. Даны рекомендации по методике обоснования расчетных параметров основного метода расчета максимального дождевого стока по материалам инженерно-гидрометеорологических изысканий. Изложены методы естественного и искусственного регулирования максимального стока.
Методические рекомендации подготовлены по результатам многолетних исследований, выполненных в Союздорпроекте с 1966 по 1980 гг., а также опыта применения нового метода расчета максимального дождевого стока в проектировании автомобильных дорог как в СССР, так и в некоторых зарубежных странах.
Дальнейшее снижение стоимости водопропускных, водоотводных, укрепительных и регуляционных сооружений на автомобильных дорогах во многом зависит от повышения качества определения максимальных расчетных расходов, с учетом конкретных условий их формирования, естественного и искусственного регулирования.
Нормативные методы оценки максимального стока позволяют характеризовать условия формирования максимального стока лишь на тех водосборах, фактические наблюдения на которых положены в основу географически-территориальных обобщений расчетных параметров.
Использование этих параметров на неисследованных водосборах сопряжено с известной степенью приближенности, характеризуемой точностью и полнотой измерений на опорных створах, относительной условностью в схематизации расчетных параметров и их интерполяции по территории.
Поэтому оценка максимального стока краткосрочными натурными наблюдениями, производимыми проектно-изыскательскими организациями в период инженерных изысканий, позволяет достигать не только большей надежности расчетных максимумов, но и в ряде случаев значительную экономичность построенных и эксплуатируемых сооружений.
Однако в различных ведомствах и организациях вопросы расчетов максимальных расходов, их обоснование натурными данными, а также трактовка нормативных документов, порядок их использования и правомерность решаются и понимаются по-разному. Такое положение нередко приводит к разночтению этих нормативов, к различным результатам расчета и к неравнообеспеченности проектных решений в одних и тех же районах строительства.
Поэтому с 1967 года в Союздорпроекте начаты исследования и обобщения теории и практики расчетов максимального дождевого стока в целях разработки единой методологии обоснования расчетных максимумов расходов с учетом специфики и особенностей автодорожного строительства.
На основе этих исследований в 1969 г. были сформулированы предложения по расчету максимальных дождевых расходов, а в 1971 г. разработаны ведомственные указания по расчету дождевых расходов (18).
В 1973 г. была подготовлена вторая редакция этих указаний (19), которые были согласованы Главтранспроектом и рекомендованы рядом инструктивно-нормативных документов Минтрансстроя СССР (5, 12, 3, 4) для проектирования автомобильных и железных дорог.
В соответствии с планом пересмотра действующих и разработки новых нормативных документов по строительству и архитектуре на 1978 год, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 15.12.77 г. N 200, техническим заданием и программой работ на разработку "Инструкции по определению расчетных гидрологических характеристик" (пересмотр СН 435-72), утвержденным Госкомгидрометом, Союздорпроект по согласованию с ведущей организацией ГГИ произвел как соисполнитель в 1978-80 гг. исследования по разработке методических основ расчетов максимального и внутригодового стока при отсутствии данных наблюдений.
В результате выполненных исследований признано целесообразным максимальное использование возможностей инженерно-гидрометеорологических изысканий автомобильных дорог для получения натурных данных по максимальному стоку. Разработан состав и методы изысканий максимального стока, а также обоснован методически и внедрен в практику расчетов принцип линейно-региональных норм максимального стока. Обобщены методы учета естественного и искусственного регулирования максимального стока и разработаны некоторые из малоисследованных. По результатам этих исследований и разработаны настоящие методические рекомендации.
Они рассматриваются Союздорпроектом как новая редакция ведомственных указаний по расчету дождевых расходов, составленных в развитие СН 435-80 (81).
В настоящих рекомендациях дана более полная систематизация вопросов обоснования расчетных максимумов дождевых расходов, произведено ведомственное регламентирование методических основ и порядок расчетов максимального дождевого стока в дорожном строительстве, а также определена наиболее целесообразная техническая направленность инженерно-гидрометеорологических работ при обосновании проектов автомобильных дорог.
Методические рекомендации рекомендованы ЦНИИСом (N 530715/130 от 10.12.1980 г.) и одобрены Главтранспроектом (3002/24 от 26.12.1980 г.) для проектирования автомобильных дорог.
Методические рекомендации разработаны главным специалистом технического отдела канд.техн.наук Перевозниковым Б.Ф.
Начальник технического отдела Ротштейн К.М.