4.1. Мероприятия, проводимые на нефтебазах и складах по охране окружающей среды, должны соответствовать положениям Международной конвенции IMO по планированию мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти, 1994 г.
4.2. Ответственными лицами за незагрязнение окружающей среды на нефтебазах и складах топлив и смазочных материалов являются начальники нефтебаз и складов.
4.3. Мероприятия, проводимые на судах по предотвращению загрязнения моря и портовых вод нефтепродуктами, должны соответствовать постановлению СМ СССР N 118 "Об усилении борьбы с загрязнением моря веществами, вредными для здоровья людей и живых ресурсов моря", РД 31.04.03-789* "Наставление по предотвращению загрязнения с судов" и положениями международной конвенции.
________________
* Номер соответствует оригигалу. Действует РД 31.04.23-94. - Примечание изготовителя базы данных.
4.4. Ответственным лицом на судне за предотвращение загрязнения моря нефтепродуктами является капитан судна или лицо, его замещающее.
4.5. При аварийных разливах нефтепродуктов персонал нефтебаз и складов и экипажи судов в своей деятельности должны руководствоваться положениями РД 31.05.04-76 "Положение об организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море в системе", РД 31.05.06-77 "Инструкция по организации работ по ликвидации аварийных разливов нефти в море" и РД 31.05.07-78 "Временная инструкция для капитанов судов по борьбе с аварийными разливами нефти в море" и разработанными на их основе стандартами предприятий (инструктивными документами) пароходств, объединений по борьбе с разливом нефтепродуктов в портовых водах, море.
4.6. Нефтебазы должны иметь внутрибазовую канализацию и очистные сооружения для сбора и очистки загрязненных нефтепродуктами сточных вод.
4.7. Условия сбросов сточных вод, содержащих нефтепродукты, должны соответствовать Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.
4.8. Допустимые нормативы показателей качества сточных вод, рассчитанные в соответствии с утвержденными правилами, устанавливаются для каждой нефтебазы контролирующими органами по использованию и охране водных ресурсов.
4.9. Эксплуатация очистных сооружений нефтебазы должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации нефтебаз и Инструкцией по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов и перекачивающих станций.
4.10. Химический контроль за работой очистных сооружений должен осуществляться лабораторией нефтебазы, которая проводит следующие анализы сточных вод методами, согласованными контролирующими органами по использованию и охране водных ресурсов: определяет содержание нефтепродуктов, механических примесей, активную реакцию среды рН, щелочность и др. Отбор проб для анализа сточных вод из очистных сооружений должен осуществляться согласно Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов и перекачивающих станций.
4.11. Нефтебазы должны быть обеспечены очистными сооружениями, находящимися в ведении нефтебаз или портов, для приема от транспортных судов балластных и льяльных вод и портовых сборщиков нефтесодержащих вод и их переработки. Пропускная способность очистных сооружений должна соответствовать требованиям инструктивных документов, утвержденных в установленном порядке.
4.12. Служба охраны окружающей среды порта должна иметь достаточное количество боновых заграждений, обеспечивающих локализацию аварийных разливов нефтепродуктов. Установка и снятие боновых заграждений входят в обязанности спецсудов портофлота.
Порт должен иметь в своем распоряжении плавучие нефтесобирающие устройства и обученный персонал для их эффективного использования в случае разлива нефтепродуктов в портовые воды.
4.13. Персонал нефтебазы, обслуживающий причалы, должен систематически следить за техническим состоянием трубопроводов, арматуры и оборудования на причалах, не допускать разлива нефтепродуктов в водоемы. Обнаруженная негерметичность должна немедленно устраняться.
4.14. На участках отпуска нефтепродуктов в мелкую тару, автоцистерны, автомашины и др. должен быть предусмотрен запас песка и средств для ликвидации случайных разливов нефтепродуктов и зачистки загрязненных мест.
4.15. В целях предотвращения аварийных разливов нефтепродуктов при разрыве грузового шланга или поломке стендера автоматический невозвратный клапан, установленный на береговом трубопроводе в районе шлангоприемников и предназначенный для отсечки шлангоприемного участка при превышении давления нефтепродукта со стороны берега, должен постоянно поддерживаться в надежном рабочем состоянии.
Рекомендуется оборудовать наливные (бункеровочные) причалы нефтебаз (суда, передающие нефтепродукт) системой дистанционного управления запорной арматурой причала (судна, передающего нефтепродукт) или системой дистанционного управления насосами, подающими нефтепродукт на бункеруемое (принимающее груз) судно. Переносной пульт управления дистанционной системы должен устанавливаться на борту судна, принимающего нефтепродукт, чтобы ответственный за прием член судового экипажа в экстренных случаях мог со своего рабочего места прекратить подачу нефтепродукта на судно и тем самым предотвратить разлив нефтепродукта.
Между судном, получающим нефтепродукт, и нефтебазой (судном-бункеровщиком) должны быть установлены надежные средства связи, включая громкоговорящую, которые должны обеспечить двухстороннюю связь между ответственными за проведение операций лицами со стороны судна, принимающего нефтепродукт, и нефтебазой (судном-бункеровщиком). Все сигналы, которые могут быть использованы для управления ходом бункеровочной (грузовой) операции, должны быть одинаково понятны персоналу всех объектов, вовлеченных в операцию. Для обеспечения связи следует назначить конкретных лиц.
4.16. Каждый наливной причал должен иметь ловушку достаточного размера для сбора возможных утечек нефтепродуктов при отдаче грузовых шлангов.
Нефтеловушки причалов должны систематически очищаться от скопившихся нефтепродуктов и содержаться в исправном состоянии.
4.17. Стендеры и грузовые шланги необходимо подавать на борт танкера, плавбункеровщика или бункеруемого судна с заглушенными фланцами во избежание попадания в воду или на палубу остатков в них нефтепродуктов. При подъеме шлангов следует избегать их заломов. Отдавать заглушки необходимо над переносными поддонами.
Во время бункеровки (погрузки) персоналу судна, принимающего нефтепродукт, и нефтебазы (судна-бункеровщика) необходимо организовать постоянный контроль за положением и натяжением шланга. Наблюдение за состоянием шланга возлагается на специально выделенных для этой цели членов экипажа (персонала нефтебазы), которые предварительно проходят инструктаж у лица, ответственного за проведение операции. Наблюдение за шлангом необходимо вести непрерывно с момента приема шланга на судно до момента его передачи на причал нефтебазы (борт судна-бункеровщика).
Палубные шпигаты при проведении грузовых и бункеровочных операций должны быть плотно закрыты.
4.18. На каждом судне должна быть инструкция по проведению бункеровочных (грузовых) операций, составленная в установленном порядке с указанием обязанностей участвующих в операциях членов экипажа и учитывающая особенности систем, оборудования и конструкции судна.
Инструкция должна содержать:
описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения операций по передаче нефтепродуктов;