ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ, ХРАНЕНИЮ,
ОТПУСКУ НА СУДА И КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ТОПЛИВ
1. Технические требования к топливам
1.1. Характеристики и свойства топлив отечественного производства должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий, а иностранного производства - стандартам или спецификациям фирм-изготовителей топлива и дизелестроителей.
Основные показатели топлив отечественного производства приведены в ОСТ 31.8003-95 "Номенклатура...".
Необходимо отметить, что отечественные топлива производятся на нефтеперерабатывающих заводах с показателями по ГОСТ, а иностранные марки топлива готовятся путем смешивания мазутов вязкостью до 420 сст при 50 °С с газойлем при помощи смесительных установок на причале или барже-бункеровщике.
1.2. Основные свойства топлив характеризуются следующими физико-химическими показателями:
- вязкостью в сст (сантистоксах) при 50 °С, для высоковязких мазутов вязкость может приводиться в паспортах на топливо в сст при 80 °С, для дизельных топлив - в сст при 20 °С;
- температурой вспышки в °С;
- температурой застывания в °С;
- содержанием серы в %;
- содержанием асфальто-смолистых веществ в %;
- содержанием воды в %;
- содержанием механических примесей в %;
- содержанием кокса в %;
- теплотой сгорания в кДж/кг или ккал/кг;
- плотностью в г/см при 20 °С для отечественных топлив и при 15 °С для иностранных топлив.
В практике российских бункерных баз при бункеровке топлива на бункеруемое судно выдается паспорт на топливо с перечисленными показателями. Иностранные поставщики топлива при бункеровке указывают в доставочной расписке вязкость топлива, плотность при 15 °С, температуру топлива при бункеровке и выданный объем в м с перерасчетом в метрические тонны, иногда содержание воды и серы, температуру вспышки.
1.3. По причине того, что показатели отечественных топлив отличаются от показателей международного стандарта ISO 8217, то в доставочной расписке для иностранных судов при поставке отечественного топлива можно указывать примерное соответствие этому стандарту по вязкости, исходя из требований ГОСТов.
1.4. Важным критерием при поставках топлива на суда является показатель - температура вспышки.
По международному стандарту ISO 8217 температура вспышки не должна быть ниже 61 °С, такие же требования Регистра СССР для отечественных судовых топлив.
В последние годы отмечаются случаи поставок с заводов дизельного топлива с пониженной температурой вспышки. Такое топливо администрация судна принимать не должна. Исключение составляет дизельное топливо в бочках для спасательных шлюпок и судовой автотехники.
1.5. По величине вязкости топливо условно делится на:
- маловязкие - вязкостью до 12 сст при 20 °С - это марки: УФС, дизельное, иностранные - gasoil DMA;
- средневязкие - вязкостью до 35 ст 40 сст при 50 °С - это марки: мазут Ф5, моторное ДТ, СВЛ иностранные - IFO 40 при 50 °С;
- высоковязкие - с вязкостью более 40 сст при 50 °С - это марки: Э-4,0, моторное ДМ и иностранные - IFO 80, IFO 120, IFO 150, IFO 180.
1.6. Подогрев топлив на бункеровщиках должен поддерживаться из условий безопасной и надежной перекачки топлива, возможностей перекачивающих насосов, температуры застывания топлива. На практике эта температура составляет на уровне 30-40 °С.
2. Замер и учет количества нефтепродукта