РД 31.27.05-99

     

ИНСТРУКЦИЯ
по приему, хранению, отпуску на суда и контролю качества топлив
и смазочных материалов на нефтебазах и складах



1. РАЗРАБОТАНА ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЗАО "ЦНИИМФ")

Первый заместитель генерального директора по научной работе, д-р. технических наук С.Н.Драницын

Заведующий лаборатории топлив, масел и экологии, ст. научный сотрудник О.С.Волосатов

Заведующий отделом стандартизации А.П.Вольваченко

2. УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом Федеральной службы морского флота 18 июня 1996 г. N 31

Начальник Федеральной службы В.Л.Быков

ВЗАМЕН РД 31.27.05-84

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Службы материально-технического снабжения (СМТС) пароходств, объединений должны постоянно контролировать выполнение нефтебазами и складами положений настоящей инструкции, направленных на сохранение количества и качества проходящих через них топлив и смазочных материалов. При невыполнении этих положений со стороны нефтебаз и складов СМТС имеют право в установленном порядке запретить прием судами топлив и смазочных материалов вплоть до устранения отмеченных нарушений, ответственность за которые несут нефтебазы и склады.

1.2. Лаборатории пароходств (объединений) должны осуществлять постоянное методическое руководство и контроль за деятельностью контроля качества поступающих на суда топлив и смазочных материалов на уровне требований НТД на их изготовление и ведомственных стандартов на их смеси.

1.3. При несоответствии показателей качества нефтепродуктов требования НТД на их изготовление слив нефтепродуктов должен производиться по возможности в отдельную свободную емкость нефтебазы. Работники лаборатории нефтебазы совместно с представителем поставщика должны отобрать арбитражную пробу и поставить в известность начальника нефтебазы (или лицо, его заменяющее) о несоответствии качества доставленного нефтепродукта.

1.4. Нефтебаза должна произвести в нейтральной лаборатории анализ арбитражной пробы, составить акт с указанием наименования нейтральной лаборатории, результатов анализа и других сведений в соответствии с установленной формой и предъявить рекламацию поставщику в установленном порядке.

1.5. Арбитражную пробу необходимо хранить в сухом помещении до поступления ответа поставщика, но не более трех месяцев с момента отбора пробы.

1.6. При несоответствии показателей качества принятых нефтепродуктов требованиям НТД на их изготовление нефтебаза должна поставить об этом в известность СМТС пароходства (объединения) и совместно с ними решить вопрос о возможности использования на судах нестандартных нефтепродуктов.

В случае экстренной необходимости передачи нестандартных нефтепродуктов с судна на судно администрация бункеруемого судна согласовывает в установленном порядке их использование с вышестоящими службами пароходств (объединений).

1.7. На нефтебазах и складах, где нет лабораторий, прием нефтепродуктов осуществляется на основании паспортных показателей качества.

Отбор проб затаренных нефтепродуктов производится согласно ГОСТ 2517-85.

2. ПРИЕМ, ОТПУСК, ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ НА НЕФТЕБАЗАХ И СКЛАДАХ

2.1. Прием, хранение и транспортирование нефтепродуктов на нефтебазах и складах должны отвечать требованиям ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение" и Правилам технической эксплуатации нефтебаз*.

_________________

* На территории Российской Федерации действуют  "Правила технической эксплуатации нефтебаз", утвержденные приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2.2. Прием и отгрузка нефтепродуктов.

2.2.1. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.

2.2.1.1. Для бесперебойного и безопасного слива железнодорожных цистерн и разгрузки затаренных нефтепродуктов на железнодорожных тупиках оборудование нефтебаз, складов должно постоянно содержаться в эксплуатационном состоянии согласно требованиям Правил технической эксплуатации нефтебаз.

2.2.1.2. Насосы, сливно-наливные стояки, устройства для нижнего слива, трубопроводы и задвижки должны быть пронумерованы и окрашены в различные цвета согласно Правилам технической эксплуатации нефтебаз.

2.2.1.3. Железнодорожные сливно-наливные стояки для светлых нефтепродуктов должны быть оборудованы исправными гибкими, стойкими к нефтепродуктам рукавами с наконечниками, телескопическими и шарнирно соединенными трубами из материалов, не дающих искру.

Длина рукава с наконечником должна обеспечивать их опускание до дна железнодорожной цистерны.

2.2.1.4. Коллекторы сливно-наливных эстакад должны быть специализированы. Освобождение подземных коллекторов должно производиться при смене марки нефтепродуктов.

2.2.1.5. На каждый трубопровод и коллектор должна составляться калибровочная (градуировочная) таблица.

2.2.1.6. Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн должен осуществляться при помощи насосов по сливным трубопроводам или самотеком в желоба или заглубинные* резервуары.

_______________

* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.2.1.7. При неисправности нижних сливных приборов цистерн слив нефтепродуктов производится через верхнюю горловину.

2.2.1.8. Подача железнодорожных цистерн (вагонов) под слив (выгрузку) и вывод их с нефтебазы (склада), а также время, предоставляемое нефтебазе на слив (выгрузку) маршрутов, групп и одиночных железнодорожных цистерн (вагонов) с нефтепродуктами устанавливается договором, заключаемым в установленном порядке с железной дорогой.

Пункты договора должны быть составлены с учетом требований Правил перевозки грузов и Правил технической эксплуатации нефтебаз.

2.2.1.9. Перед сливом цистерн ответственные лица нефтебазы должны провести следующие мероприятия:

на основании грузовых документов и паспортов качества на прибывшие нефтепродукты установить количество прибывшего нефтегруза каждой марки;

наметить резервуары, куда будут сливаться нефтепродукты, провести контрольное измерение количества в них нефтепродуктов, убедиться в исправности оборудования, подготовить к действию систему внутрибазовых трубопроводов, сливные устройства;

совместно с представителем железной дороги проверить целостность пломб отправителя на цистернах, количество, типы и номера поданных цистерн, проверить соответствие номеров цистерн, наименований груза документам отправителя;

отобрать пробы прибывшего нефтегруза в соответствии с ГОСТ 2517-80* "Нефть и нефтепродукты. Отбор проб" и передать пробы в лабораторию для анализа;

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2517-85. - Примечание изготовителя базы данных.


определить температуру нефтепродукта и высоту налива в каждой цистерне, высоту слоя подтоварной воды;

при несоответствии номера цистерны, наименования груза документам отправителя или при отсутствии пломб на цистернах потребовать от представителя железной дороги составления коммерческого акта по установленной форме. Без предварительного анализа проб нефтепродуктов из указанных цистерн и заключения ответственного лица нефтебазы по качеству нефтепродуктов о прибывшем в них нефтегрузе производить их слив запрещается.

2.2.1.10. В случае поставки вязких и застывающих нефтепродуктов в обычных цистернах, не оборудованных штатными подогревателями, их подогрев должен производиться при помощи переносных паровых подогревателей и (или) электрических грелок.

2.2.1.11. Переносные паровые змеевики и электрические грелки должны включаться в работу только после их погружения в нефтепродукт на глубину не менее 50 см от уровня продукта до верхней кромки подогревателя. Выключение подогревательных приборов должно производиться до начала слива.

2.2.1.12. Для подогрева нефтепродуктов в железнодорожных цистернах переносными паровыми подогревателями давление насыщенного водяного пара должно быть не более 0,3 МПа (2 кгс/см).

2.2.1.13. Запрещается обогрев насыщенным паром смазочных масел, дизельных и моторных топлив. При перекачке по внутрибазовым трубопроводам температура нефтепродуктов должна быть на 15 °С ниже температуры их вспышки.

2.2.1.14. По окончании слива цистерны должны быть зачищены, их сливные приборы отсоединены и закрыты крышками. Ответственное лицо нефтебазы оформляет и в установленном порядке передает на железную дорогу пересылочные накладные на слитые цистерны.

2.2.2. Операции по сливу-наливу нефтепродуктов с судов.

2.2.2.1. Для бесперебойного и безопасного проведения операций по сливу-наливу судов оборудование нефтебаз должно поддерживаться в исправном состоянии согласно требованиям Правил технической эксплуатации нефтебаз.

2.2.2.2. Нефтеналивные и бункеруемые суда должны подключаться к береговому устройству для заземления до соединения приемного судового трубопровода со шлангующими устройствами. Заземлительные устройства должны сниматься только после окончания сливно-наливных или бункеровочных операций и разъединения трубопроводов причала и судна.

2.2.2.3. При подготовке и проведении операции слива-налива нефтепродуктов обслуживающий персонал смены нефтебазы под руководством ответственного работника по сливу-наливу должен выполнить следующее:

перед наливом судов проверить их подготовленность в соответствии с ГОСТ 1510-84;

перед сливом судов взять паспорта качества в соответствии с ГОСТ 2517-85, отобрать пробы доставленных нефтепродуктов;

замерить высоту наполнения нефтепродуктов, а также определить наличие и высоту слоя подтоварной воды в танках наливных судов, определить количество прибывшего нефтегруза;

провести контрольное измерение количества нефтепродуктов в резервуарах, подготовленных для сливно-наливных операций, а также убедиться в исправности оборудования этих резервуаров;

наметить схему слива-налива и определить шлангующие устройства для присоединения к судну;

дать указание о заземлении судна и присоединении выбранных шлангующих устройств;

подготовить насосы и трубопроводы согласно выбранной технологической схеме перекачки;

подготовить линию трубопроводов и дать распоряжение о приеме (отпуске) нефтепродуктов;

при появлении угрозы выхода судна за зону действия шлангующих устройств необходимо немедленно прекратить сливно-наливные операции;

по окончании слива-налива произвести зачистку шлангующих устройств при помощи защитных насосов;

по окончании слива-налива закрыть задвижки на трубопроводах и дать распоряжение на отсоединение шлангующих устройств и приведение их в исходное положение, отключить заземление судна.

2.2.2.4. Измерение количества продукта, принятого из наливных судов или выданного нефтебазой, должно осуществляться в соответствии с Временной инструкцией по учету нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях Роскомнефтепродукта.

2.2.2.5. Указание обслуживающему персоналу смены о подготовке к перекачке выдается ответственным работникам по сливу-наливу в соответствии со сменно-суточным планом нефтебазы.

2.2.2.6. Ответственный за слив-налив работник нефтебазы должен дать распоряжение о начале перекачки только после подтверждения выполнения его указаний по подготовке к сливу-наливу.

2.2.2.7. Перекачку нефтепродуктов разрешается начинать только по указанию ответственного по сливу-наливу работника нефтебазы.

2.2.2.8. Перед завершением заполнения резервуара замеры уровня необходимо проводить через промежутки времени, исключающие перелив нефтепродуктов, учитывая скорость исполнения и время, затрачиваемое на измерение.

2.2.2.9. При обнаружении ненормального опорожнения (наполнения) резервуара следует немедленно прекратить перекачку и устранить причину неполадок. Возобновление перекачки разрешается только после устранения неисправностей.

2.2.2.10. При переключении резервуаров во время перекачки необходимо сначала открыть задвижки свободного резервуара и убедиться, что нефтепродукт поступает в подключенный резервуар, а затем закрыть задвижку у заполненного резервуара.

2.2.2.11. После слива нефтепродукта в резервуар проба из него вместе с пробой, отобранной из судовых танков, передается на анализ в лабораторию.

При отгрузке нефтепродуктов в плавбункеровщик (танкер) представитель нефтебазы в присутствии представителя плавбункеровщика (танкера) отбирает в установленном порядке среднюю пробу. Часть этой пробы опечатывается нефтебазовой и через капитана передается бункеруемому судну (капитанская проба) для анализа в лаборатории отдела теплотехники, если бункеруемое с плавбункеровщика (танкера) судно приписано к другому пароходству (объединению). Другую часть этой пробы хранят на нефтебазе на случай арбитражного анализа.

2.2.2.12. Вязкие и застывающие нефтепродукты перед сливом из танков должны быть предварительно подогреты до температур, при которых обеспечивается перекачка, но не выше 65 °С.

Налив в судно нефтепродуктов, подогретых до температуры выше 65 °С, запрещается.

Для предотвращения ухудшения показателей качества масел их подогрев в судовых танках должен производиться только стационарными судовыми подогревателями.

2.2.3. Отпуск нефтепродуктов (спецжидкостей) в тару и автоцистерны.

2.2.3.1. Нефтепродукты (спецжидкости) в мелкую тару (бочки, бидоны и пр.) отпускают через разливочные, оборудованные в соответствии с Правилами технической эксплуатации нефтебаз.

2.2.3.2. Непосредственно перед наливом нефтепродуктов (спецжидкостей) в мелкую тару необходимо проверить ее исправность и чистоту в соответствии с ГОСТ 1510-84. В неисправную и грязную тару отпуск нефтепродуктов (спецжидкостей) запрещается.

2.2.3.3. Нефтепродукты в автоцистерны отпускают через системы налива, автоэстакады и одиночные автостоянки.

2.2.3.4. Слив и налив легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов допускается производить на одной площадке с общим навесом.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs