Примечание - Во время испытания должно быть обеспечено непрерывное перемешивание хладагента в охлаждающей бане во избежание больших перепадов температур, что приводит к уменьшению точности измерения вязкости.
11.1 Выводят калибровочное уравнение или строят калибровочную диаграмму (раздел 10). Перед началом любой серии измерений проверяют работоспособность CCS, испытывая не менее одного калибровочного образца масла при каждой температуре, представляющей интерес.
Если сила тока привода для калибровочного масла, используемого при проверке калибровки (таблица 1), отличается более чем на 0,005 А от значения, определенного по 10.1.2, устанавливают силу тока, полученную по 10.1.2, через 15 с. После запуска CCS проводят необходимые корректировки.
Если расхождение измеренной вязкости калибровочного масла превышает ±5% сертифицированного значения, то проводят повторное испытание. При подтверждении расхождения проводят повторную калибровку по 10.1.3.
Примечание - При полной проверке режима работы через каждые 6 мес (см. 7.4, примечание) рекомендуется применять три "слепых" калибровочных масла.
11.2 Испытуемый образец вводят пипеткой в заправочную трубку CCS так, чтобы масло заполнило зазор между ротором и статором с избытком над ротором и полностью заполнило ячейку. Затем поворачивают ротор рукой, чтобы обеспечить лучшее распределение образца между ротором и статором. После этого полностью заполняют испытуемым образцом заправочную трубку и закрывают ее резиновой пробкой; при испытании масел с высокими упруговязкими свойствами пробку при включении двигателя следует плотно прижать, чтобы предотвратить выталкивание образцом пробки из трубки и последующее вытекание образца из рабочей области вискозиметрической ячейки. Метод испытания таких образцов приведен в приложении А.
Примечание - Вязкость некоторых масел может быть достаточно высокой при комнатной температуре, что затрудняет попадание масла в зазор между ротором и статором. Если кинематическая вязкость образца масла при температуре окружающей среды превышает 100 мм/с (сСт), то перед заполнением ячейки образец нагревают до температуры не более 50 °С.
11.2.1 Включают контроль температуры и подают хладагент для охлаждения статора. Контроль температуры проводят по 6.6. Фиксируют время начала подачи хладагента (по секундомеру или другому устройству учета времени в секундах). Контрольная температура образца должна достигнуть необходимого значения за 30-60 с при температуре испытания не ниже минус 20 °С и за 60-90 с при температуре не ниже минус 30 °С. Если образец не достигает необходимого значения температуры за установленный период времени, заменяют хладагент (6.6) или регулируют его температуру.
Нулевое показание на индикаторе температуры и установление циклической подачи хладагента показывают, что температура испытания достигнута. Устанавливают стрелку измерительного прибора немного левее нуля, чтобы после начала вращения ротора потребовалась минимальная дополнительная регулировка температуры испытания.
11.2.1.1 Если необходимое значение температуры устанавливается медленнее, чем указано выше, заменяют хладагент (7.2) или снижают его температуру (6.6).
11.2.1.2 Если контрольная температура достигается быстрее, чем указано выше, повышают температуру хладагента, чтобы обеспечить нормальный ход испытания.
11.2.2 Через (180±3) с после начала подачи хладагента включают привод ротора.
11.2.3 Вставляют штекер тахометра в гнездо "CAL" прибора и регистрируют показание измерителя скорости сразу же после включения двигателя.
Быстрое снижение показаний тахометра, по крайней мере, на 5% меньше самого высокого значения, указывает на то, что в измерительной ячейке присутствуют остатки растворителя. Колебание показаний тахометра может также произойти в результате неудовлетворительного теплообмена (на что указывает датчик температуры), чаще всего вызываемого плохим тепловым контактом между тепловым каналом статора и термистором. В таких случаях прекращают испытание, удаляют образец и проводят очистку измерительной ячейки по 11.3. Повторяют процедуру на свежем образце, начиная с 11.2.
11.2.4 Регистрируют показание тахометра через (60±5) с после запуска ротора, оценивая показание измерительного прибора с точностью 1/10 от наименьшего деления прибора аналогового, если не применяют цифровой измерительный прибор.
Выключают привод ротора и прекращают подачу хладагента.
11.3 Очистку CCS проводят следующим образом.
11.3.1 Во время очистки хладагент (при температуре от 35 °С до 45 °С) должен циркулировать вокруг статора. Подачу теплого хладагента поддерживают до завершения операции по 11.3.2. Допускается проводить подачу хладагента по 11.3.3.
11.3.2 Соблюдая меры предосторожности, измерительную ячейку моют сначала бензином-растворителем, а затем - ацетоном, после чего высушивают с помощью вакуума.
По окончании высушивания вакуумом поворачивают ротор несколько раз рукой и визуально убеждаются в том, что зазор между ротором и статором очищен и высушен.
11.3.3 В качестве альтернативы взамен растворителей по 11.3.2 в измерительную ячейку заливают 30 мл нового образца для смывания предыдущего, после чего заливают в ячейку новый образец по 11.2.
11.3.4 После испытания оставляют в измерительной ячейке последний испытуемый образец, чтобы предотвратить поломку прибора при случайном включении CCS. Кроме того, последний образец можно использовать для первого прогона после нерабочего периода, что дает возможность электронным деталям и двигателю достичь температуры испытания при работе с уже помещенным в прибор образцом. При запуске новой серии испытаний данные индикатора скорости по последнему образцу не учитывают.