Статус документа
Статус документа



     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАЛАДКЕ И ПРОВЕРКЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ
И РЕЛЕ ИМПУЛЬСНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

СОСТАВЛЕНО электроцехом Средазтехэнерго

СОСТАВИТЕЛЬ инженер В.В.Кузнецов


В настоящих Методических указаниях приведен объем проверок промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации при новом включении. Объем проверок реле, находящихся в эксплуатации, должен быть определен согласно правилам технического обслуживания устройств релейной защиты.

В Методических указаниях приведен порядок проверки правильности выбора реле и добавочных резисторов.

Методические указания предназначены для персонала электрических станций, подстанций, наладочных организаций, занимающегося наладкой и эксплуатацией этих реле.

С выходом настоящих Методических указаний "Инструкция по проверке промежуточных и указательных реле" (М.: Энергия, 1969) может быть использована с учетом действующих директивных документов только при проверке старых типов реле, которые не рассматриваются в данных Методических указаниях.

1. ВВЕДЕНИЕ


Настоящие Методические указания являются переработанным и дополненным изданием "Инструкции по проверке промежуточных и указательных реле".

Методические указания составлены с учетом действующих директивных документов: "Правил технического обслуживания устройств релейной защиты, электроавтоматики, дистанционного управления и сигнализации электростанций и линий электропередачи 35-330 кВ" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1979), "Правил технического обслуживания устройств релейной защиты и электроавтоматики электрических сетей 0,4-20 кВ" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1979), "Сборника директивных материалов по эксплуатации энергосистем (электротехническая часть). Раздел четвертый. Защита и электроавтоматика" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1978), заводской информации, а также опыта наладки и эксплуатации промежуточных, указательных реле и реле импульсной сигнализации.

В Методических указаниях рассмотрены:

- промежуточные реле ЭП-1, РП-23, РП-25, РП-232, РП-233, РП-250 (серия), РП-220 (серия), РПУ-1, РПУ-2, МКУ-48, КДР (серия), РП-321, РП-341, РП-342, РП-8, РП-9, РП-11, РП-12, РЭВ-880 (серия);

- указательные реле РУ-21, БРУ-4, ЭС-41;

- реле импульсной сигнализации РИС-Э2М, РИС-Э2М-0,2 и РИС-Э3М. В приложении 1 приведен порядок проверки правильности выбора реле и добавочных резисторов.

В Методических указаниях не рассматриваются снятые с производства следующие реле: ЭП-101-А, ЭП-103-А, ЭП-131, ЭП-132, ЭПВ-11, ЭПВ-12, ЭПВ-32, РП-24, РП-26, РП-210 (серия), РП-351, РП-352, ЭС-21. Проверка этих реле, некоторые типы которых находятся в эксплуатации в значительных количествах, может выполняться в соответствии с "Инструкцией по проверке промежуточных и указательных реле" с учетом требований вышеприведенных директивных документов.

2. ПРОВЕРКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ РЕЛЕ
И РЕЛЕ ИМПУЛЬСНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРИ НОВОМ ВКЛЮЧЕНИИ

     
2.1. Общие указания


Программа работ, последовательность и объемы подготовительных работ, внешнего и внутреннего осмотров в общем виде приведены в правилах технического обслуживания устройств релейной защиты. Ниже приведены программа работ, последовательность и объемы подготовительных работ, внешнего и внутреннего осмотров применительно к рассматриваемым реле.

2.2. Программа работ


При новом включении реле работы выполняются в следующем объеме:

а) подготовительные работы;

б) внешний осмотр;

в) внутренний осмотр, очистка, проверка надежности контактных соединений и состояния контактных поверхностей;

г) проверка и регулирование механической части;

д) проверка сопротивления изоляции;

е) проверка электрических характеристик;

ж) оформление результатов проверки.

2.3. Подготовительные работы


В подготовительные работы входят:

а) подготовка необходимой документации, в том числе исполнительных схем, в которых используются проверяемые реле;

б) определение параметров реле с учетом его технических возможностей, требований, предъявляемых к наладке реле настоящими Методическими указаниями, и функций, выполняемых реле в принятой схеме;

в) подготовка испытательных устройств, измерительных приборов и соединительных проводов;

г) подготовка запасных частей и инструмента;

д) принятие мер, предотвращающих воздействие проверяемого реле или напряжения, подводимого к обмоткам и контактам реле, на другие устройства.

2.4. Внешний осмотр


При внешнем осмотре проверить соответствие установленного реле проекту, крепление реле, крепление внешних проводников к выводам реле, отсутствие механических повреждений кожуха и цоколя, наличие уплотнения между кожухом и цоколем и плотность их прилегания друг к другу.

2.5. Внутренний осмотр, очистка, проверка надежности
 контактных соединений и состояния контактных поверхностей

2.5.1. Проверить целость кожуха и цоколя, наличие и целость элементов реле и надежность их крепления к цоколю.

2.5.2. Очистку реле от пыли производить мягкой кистью. Металлические опилки и стружки на магнитопроводе, якоре и в зазоре между якорем и сердечником удалить металлической пластинкой соответствующего размера.

2.5.3. Проверить целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие обычных и пружинных (стопорных) шайб.

Произвести затяжку винтов и гаек. При этом винты, крепящие выводы внутри реле к втулке, и винты или шпильки для присоединения внешних проводов к реле не должны касаться друг друга внутри втулки.

Надежность контактного соединения следует определить отсутствием перемещения выводов реле или внешних проводов относительно втулки или шпильки.

Перемещение выводов реле или внешних проводов относительно втулки (шпильки) указывает на недостаточную затяжку винтов (гаек) или касание винтов (винта и шпильки) внутри втулки.

Для обеспечения надежного соединения ослабить винты или шпильки внешних присоединений; затянуть винты, крепящие выводы к втулкам внутри реле, после чего ввернуть до упора, а затем вывернуть на 1-1,5 оборота и затянуть в таком положении шпильки внешних присоединений. Если присоединение внешних проводов осуществляется винтами, то следует под винты проложить необходимое количество шайб или применить более короткие винты.

Качество пайки следует проверить легким подергиванием проводников и осмотром мест пайки. Ненадежные и окисленные соединения следует перепаять заново. Паять следует припоем ПОС-30 или ПОС-40, в качестве флюса следует применять канифоль. Перед пайкой спаиваемые детали должны быть облужены.

У реле с гибкими многопроволочными токопроводами необходимо проверить отсутствие надломов и оборванных проволочек в местах пайки.

2.5.4. Проверить надежность затяжки болтов, стягивающих сердечники трансформаторов.

2.5.5. Проверить состояние изоляции соединительных проводов и обмоток реле. Изоляция не должна иметь видимых повреждений.

2.5.6. Проверить состояние контактных поверхностей. Они должны иметь правильную форму и ровную поверхность. При наличии царапин, раковин, контактную поверхность необходимо обработать надфилем с последующей полировкой воронилом (стальная пластинка со слаборифленой поверхностью). Очистку окислившихся контактов, не имеющих на поверхности раковин, царапин, можно производить плоской чуркой, сделанной из различных пород дерева, за исключением хвойных.

Не допускается очистка контактов наждачной бумагой или другими абразивными материалами. Не допускается скоблить контакты ножом. Не следует касаться контактов пальцами.

2.6. Проверка и регулирование механической части

     

2.6.1. Общие указания


Состояние механической части определяет надежность работы реле, а также в значительной мере его электрические характеристики, поэтому рекомендуется следующий порядок проверки:

а) проверить и привести в соответствие с принятыми к исполнению схемами контактную систему реле (РП-23, РП-25, РП-250, РЭВ-880);

б) произвести предварительную оценку механической части;

в) в случае значительного отклонения механических параметров от требований, предъявляемых к данному типу реле, произвести регулирование в соответствии с указаниями п.2.6.2;

г) проверить электрические характеристики реле;

д) в случае регулирования механизма реле для получения необходимых электрических характеристик повторно проверить выполнение требований, предъявляемых к механической части.

Для предварительной оценки состояния механической части реле следует проверить:

- легкость хода якоря, отсутствие застреваний, четкость возврата в исходное положение из любого промежуточного положения;

- зазоры между якорем и сердечником, между подвижными и неподвижными контактами в начальном и конечном положениях якоря;

- люфты подвижных частей;

- положение подвижных контактов относительно неподвижных в момент встречи и в конечном положении якоря (подвижный контакт не должен выходить за плоскость неподвижного);

- наличие провалов (совместного хода) размыкающих и замыкающих контактов;

- одновременность замыкания и размыкания контактов.

Значения зазоров, люфтов и провалов оцениваются на глаз и должны соответствовать приведенным в п.2.6.2 требованиям. Если после предварительной проверки механической части электрические характеристики реле будут значительно отклоняться от нормы, то следует проверить зазоры с помощью щупов, а давление контактных пластин реле, для которых оно нормируется, с помощью граммометра.

При регулировании механической части реле необходимо учитывать следующие основные положения:

- при уменьшении начального зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение (ток) и время срабатывания реле;

- при уменьшении конечного зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение (ток) возврата и увеличивается время возврата реле;

- при ослаблении натяжения возвратной пружины (для реле, у которых такая возможность предусмотрена, например РП-220 (серия), РУ-21) уменьшается напряжение (ток) и время срабатывания, а также уменьшается напряжение и увеличивается время возврата реле;

- при увеличении числа замыкающих контактов и увеличении давления их контактных пластин увеличивается напряжение (ток) возврата и уменьшается время возврата реле;

- при увеличении числа размыкающих контактов и увеличении давления их пластин уменьшается напряжение (ток) и время срабатывания реле.

Пользуясь этими основными положениями, можно для каждого типа реле подобрать способ регулирования в целях обеспечения необходимых механических и электрических характеристик.

2.6.2. Регулирование отдельных типов промежуточных реле


Реле ЭП-1. Общий вид реле дан на рис.1.


Рис.1. Общий вид реле ЭП-1:

1 - магнитопровод; 2 - обмотка; 3 - якорь; 4 - неподвижные контакты; 5 - диск с подвижными контактами;
 6 - ось якоря; 7 - упор; 8 - угольник крепления реле; 9 - нижний диск; 10 - гайки крепления нижнего диска;
11 - гайка крепления упора; 12 - выводы; 13 - основание реле; 14 - втулка



Особенность конструкции реле (возврат якоря реле в исходное положение под действием собственной массы) требует производить механическое регулирование с большой тщательностью. Малейшие перекосы или изгибы оси якоря при регулировании могут вызвать отказ в работе реле.

Регулирование напряжения (тока) срабатывания реле производится изменением начального положения якоря, для чего следует открутить гайки крепления нижнего диска и переместить нижний диск, а вместе с ним и якорь вдоль оси. При перемещении якоря реле вверх по оси напряжение (ток) срабатывания уменьшается, при перемещении вниз по оси - напряжение (ток) срабатывания увеличивается.

Нормальный зазор между контактами реле должен быть в пределах 11,5 мм.

Регулирование напряжения (тока) возврата реле производится изменением конечного зазора между якорем и упором путем незначительного перемещения упора. Для увеличения напряжения (тока) возврата упор поворачивается на долю оборота против часовой стрелки, для уменьшения напряжения (тока) возврата упор поворачивается на долю оборота по часовой стрелке.

Вращение упора по часовой стрелке приводит к уменьшению конечного зазора между якорем и упором и может привести к полному отсутствию зазора. Это исключит контактное нажатие при срабатывании реле и может привести к залипанию реле. Положение упора после каждого перемещения необходимо фиксировать гайкой крепления упора.

Если при наладке реле выявится значительный разброс значений напряжения (тока) срабатывания или возврата, то это может быть вызвано неправильной установкой реле (реле должно быть установлено так, чтобы ось якоря занимала вертикальное положение), изгибом или перекосом оси, загрязнением (неровностями) поверхности якоря или втулки. В этом случае необходимо разобрать реле, выявить и устранить причину, мешающую нормальной работе.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs