Статус документа
Статус документа


     СО 153-34.20.118-2003


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМ



УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минэнерго России от 30.06.03 N 281


Методические рекомендации предназначены для использования проектными организациями при разработке проектов электроснабжения потребителей электроэнергии. Они могут быть использованы органами контроля и надзора при оценке полноты соответствия проектных решений требованиям к надежному электроснабжению потребителей электроэнергии.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Настоящие Методические рекомендации по проектированию развития энергосистем разработаны в целях единого подхода к порядку проектирования развития энергосистем.

1.1. Положения Методических рекомендаций по проектированию развития энергосистем распространяются на все виды проектных работ по развитию энергосистем, их объединений и электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории России, выполняемых в виде самостоятельных работ и в качестве энергетических разделов проектов других объектов независимо от форм собственности.

1.2. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание помощи проектным и научно-исследовательским организациям при выполнении работ по проектированию развития энергосистем и электрических сетей напряжением 35 кВ и выше.

1.3. Общей задачей проектирования энергосистем и электрических сетей являются разработка с учетом новейших достижений науки и техники и технико-экономическое обоснование решений, определяющих формирование энергосистем и объединений, развитие электрических станций, электрических сетей и средств их эксплуатации и управления.

1.4. Проектирование энергосистем включает выполнение следующих видов проектных работ:

а) разработку один раз в два года схемы развития ЕЭС и ОЭС России на пятнадцатилетний период, выполнение работ по схеме развития единой национальной электрической сети ЕЭС России на десятилетнюю перспективу;

б) периодическое уточнение работ, указанных в п.1.4а (технический и экономический мониторинг). Уточнение ставит своей целью:

мониторинг текущего состояния энергосистемы, анализ функционирования и тенденции развития энергосистем;

своевременное выявление "узких мест" в развитии электроэнергетики страны;

возможность корректировки первоочередных технических решений, направленных в первую очередь на ликвидацию "узких мест";

выявление причин отклонений от принятых ранее решений;

уточнение предложений по сооружению отдельных объектов;

изучение экономических показателей и при необходимости разработку соответствующих предложений;

в) разработку схем развития региональных энергосистем на перспективу 5-10 лет;

г) разработку энергетических и электросетевых разделов в работах по:

теплоснабжению городов, районов и промышленных предприятий;

комплексному использованию рек, размещению ГЭС и ГАЭС;

определению площадок крупных конденсационных электростанций;

составлению энергетических разделов в составе проектов электростанций и крупных электросетевых объектов, а также в других внестадийных работах по отдельным вопросам развития энергетики;

разработке схем выдачи мощности электростанций;

д) разработку схем развития электрических сетей в отдельных энергорайонах и сельской местности, крупных городах, схем внешнего электроснабжения промышленных предприятий, перекачивающих станций нефте-, газо- и продуктопроводов, каналов, мелиоративных систем, электрифицируемых участков железных дорог, а также энергетических разделов схем районных планировок и генпланов городов.

В период реформирования до окончательной реорганизации АО-энерго отчетные данные и прогноз развития на перспективу рекомендуется приводить в формате: АО-энерго, ОЭС и ЕЭС.

При разработке требований к объему и содержанию всех видов работ по проектированию энергосистем рекомендуется дифференцировать требования к составу представляемых материалов, относящихся к отдельным этапам рассматриваемой перспективы, избегая излишней детализации рекомендаций по вопросам, которые выходят за пределы проектного уровня и будут рассматриваться в последующих работах на основании уточненных данных.

На всех стадиях проектирования развития энергосистем с соответствующей степенью конкретизации рекомендуется учитывать следующие вопросы:

организации ремонтно-эксплуатационного обслуживания (сервисные службы и др.);

оснащения средствами диспетчерского и технологического управления;

обеспечения устойчивости параллельной работы энергосистем;

использования средств релейной зашиты и противоаварийной автоматики;

оснащения автоматическими системами управления;

оснащения АСКУЭ.

1.5. Основой для проектирования развития энергосистем, как правило, являются:

отчетные показатели работы энергосистем и отдельных предприятий;

данные о строящихся электростанциях и электрических сетях;

проекты намечаемых к сооружению электростанций и электрических сетей;

планы развития энергосистем на ближайшие годы;

материалы, характеризующие перспективы развития электроэнергетики страны и региона (например, энергетическая стратегия России на долгосрочный период, стратегия развития электроэнергетики России на долгосрочный период, программа обновления объектов электроэнергетики на перспективный период, Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" и др.);

региональные энергетические программы;

проектные и научно-исследовательские работы по вопросам развития электроэнергетики (в соответствии с п.1.4) и материалами по их утверждению;

технико-экономические доклады, внестадийные и научно-исследовательские работы, характеризующие технический прогресс производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, технико-экономические показатели электроустановок и электропередач различного типа, а также возможности и условия сооружения различного типа электростанций;

отчетные данные и информация по перспективам функционирования и развития, предоставляемая субъектами рынка.

1.6. Ряд исходных показателей, характеризующих будущие условия развития энергосистем, не являются полностью определенными и по мере получения новых результатов опытно-конструкторских, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, а также по мере поступления отчетных данных о ходе реализации намеченных планов, в том числе и от субъектов рынка, непрерывно уточняются.

1.7. Проектирование энергосистем должно быть ориентировано на реализацию технических и экономических преимуществ совместной работы субъектов рынка в составе ЕЭС и ОЭС России.

1.8. Обоснование решений (рекомендаций) при проектировании энергосистем осуществляется на основе технико-экономического сопоставления вариантов развития энергосистемы в целом и отдельных ее частей (элементов) путем оценки их сравнительной эффективности по критерию минимума суммарных дисконтированных затрат.

Сопоставляемые варианты развития энергосистем (сооружения объектов и др.) должны удовлетворять условиям технической, экономической и социальной сопоставимости, то есть обеспечивать:

а) выполнение решаемой задачи с учетом требований нормативных документов и руководящих указаний по вопросам проектирования энергетических объектов;

б) одинаковый производственный эффект (включая неэнергетическую продукцию, если рассматриваются комплексные объекты) по всем годам рассматриваемого периода;

в) выполнение требований по охране окружающей среды и социальным условиям;

г) нормативные требования к надежности электроснабжения. При этом если уровень надежности по вариантам различен, но не ниже нормативного, выравнивание вариантов по надежности не обязательно.

1.9. Для обоснования эффективности вариантов развития энергосистем и сооружения объектов электроэнергетики используются критерии:

эффективность с позиции интересов национального хозяйства страны в целом;

коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

Для электросетевых объектов монопольного регулируемого сектора энергетики оценивается только общественная эффективность.

Для объектов конкурентного сектора энергетики, финансируемых коммерческими организациями, оцениваются оба вида эффективности.

Выбранный вариант должен удовлетворять условию, при котором экономическое преимущество его устойчиво сохраняется при изменении исходных показателей в пределах вероятного диапазона их значений.

Решения по сравниваемым вариантам принимаются с использованием методов, учитывающих риск и возможную неопределенность исходной информации. Это предполагает, что такие показатели, как цены (тарифы), перспективные нагрузки потребителей, экономические нормативы (рентабельность) не могут быть определены однозначно. Поэтому основой для принятия решения о целесообразности инвестиций в ряде случаев должно служить не формально подсчитанное значение критерия эффективности, а совокупность его ожидаемых значений, ограниченная возможными изменениями исходных показателей и экономических нормативов. Особенно важна проверка устойчивости результата при варьировании исходной информации для масштабных задач, требующих значительных затрат и продолжительного времени реализации.

1.10. Непосредственный учет надежности в технико-экономических расчетах рекомендуется в случаях:

а) сопоставления различных мероприятий, предусматриваемых для обеспечения требуемого потребителем уровня надежности;

б) выбора структуры противоаварийного управления (учет ущерба у потребителей);

в) обоснования экономической целесообразности повышения надежности (степень резервирования) сверх нормативных требований.

1.11. Все экономические показатели сравниваемых вариантов определяются в ценах одного временного уровня по источникам равной достоверности. Стоимостные показатели формируются в соответствии с реально сложившимися отчетными и прогнозируемыми на перспективу ценами на топливо и электроэнергию, электрооборудование, материалы, оплату труда и др.

При сопоставлении вариантных решений отдельных объектов, сооружаемых в течение 2-3 лет, стоимостные показатели могут приниматься в неизменных ценах базового или очередного года.

Потери электроэнергии при сравнении вариантов учитываются в объеме изменения потерь по энергосистеме (участку сети) в целом. В случаях комплексного сравнения вариантов развития электростанций и сетей, обеспечивающих равный отпуск электроэнергии потребителям, потери электроэнергии учитываются при определении мощности электростанций и выработки электроэнергии по вариантам. Затраты на компенсацию потерь учитываются по перспективным маржинальным тарифам.

1.12. При проектировании развития энергосистем используются следующие термины, связанные с инвестициями в энергетические объекты:

новое строительство - строительство объектов в целях создания новых производственных мощностей, осуществляемое на новых площадках;

расширение - строительство дополнительных объектов на территории действующих объектов или примыкающих к ним площадках, в целях создания дополнительных мощностей;

реконструкция - переоборудование действующего объекта в целях повышения технического уровня, улучшения экономических показателей и охраны окружающей среды;

техническое перевооружение - комплекс работ на действующих объектах по повышению их технико-экономического уровня, состоящий в замене морально и физически устаревшего оборудования.

1.13. Принятые сокращения представлены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям по проектированию развития энергосистем.

РАЗДЕЛ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ
В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ

2.1. Расчет потребности в электрической и тепловой энергии и мощности выполняется для определения объема вводов и структуры генерирующих мощностей, выявления степени сбалансированности региональных энергосистем по мощности и энергии, выбора схемы и параметров электрических сетей, обеспечивающих выдачу мощности энергоисточников и режимы их работы.

2.2. Рекомендуется при проектировании энергосистем общий прогноз спроса на электроэнергию и тепло основывать на прогнозе этих показателей по субъектам Российской Федерации. Прогнозный спрос электро- и теплоэнергии от объектов региональных энергосистем осуществляется с вычленением из общего прогноза спроса крупных потребителей электрической энергии - субъектов оптового рынка, а также потребителей, использующих энергию изолированных электрических и тепловых источников.

2.3. По электроэнергии отдельно прогнозируется спрос на полезную (т.е. полученную потребителями) энергию и дополнительно определяется потребность в электроэнергии на собственные нужды электростанций, а также на транспорт электроэнергии (потери электроэнергии) по Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) и распределительным сетям региональных энергосистем. По тепловой энергии прогнозируются полезная потребность и потери энергии в тепловых сетях как региональных энергосистем, так и муниципальных.

2.4. Рекомендуется потребителей электроэнергии подразделять на следующие структурные группы: промышленность с выделением 3-5 отраслей, сосредотачивающих у себя 70-80% всего потребления электроэнергии в промышленности, строительство, сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера обслуживания, жилой сектор (бытовое потребление).

2.5. Прогноз спроса на тепловую энергию выполняется с разбивкой на потребность промышленности, непроизводственной сферы с выделением жилищного сектора и потребность прочих секторов хозяйства. При этом необходимо выделять потребность в тепле, покрываемую от объектов региональных энергосистем, с учетом возможного изменения охвата городских территорий системами централизованного теплоснабжения. Для этого необходимо изучить будущую конкурентоспособность этих установок по сравнению с другими источниками тепла.

2.6. При формировании общего уровня спроса на электроэнергию учитываются возможность и эффективность осуществления в перспективе энергосберегающих мероприятий, а также эффективность внедрения электротехнологий. В этих целях необходимо учесть материалы программ энергосбережения, материалы руководящих органов субъектов Российской Федерации, данные местных органов энергонадзора, агентств и фондов энергосбережения, а также использовать материалы обследования потребителей. Очевидно, что с ростом тарифов на энергию эффективность и масштабы энергосбережения будут возрастать, а эффективность и масштабы электрификации относительно снижаться.

2.7. Для формирования платежеспособного спроса, обеспечивающего полное покрытие затрат на поставку потребителям электроэнергии и тепла и прибыль, анализируется платежеспособность отдельных групп потребителей, исследуется эластичность платежеспособного спроса от динамики тарифов, обосновываются пределы роста тарифов и экономические последствия этого роста.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs