ТР 126-01
Технические рекомендации
по технологии применения различных отходов
промышленности, дорнита в дорожном строительстве
Дата введения 2002-03-01
РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли А.И.Ворониным 4 февраля 2002 г.
ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ
"Технические рекомендации по технологии применения различных отходов промышленности, дорнита в дорожном строительстве" разработаны кандидатами технических наук Л.В.Городецким, Р.И.Бега.
Рекомендации составлены на основе научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, обобщения отечественных и зарубежных исследований, опыта в области приготовления бетона с различными промышленными отходами и строительства из них дорожных конструкций.
Рекомендации разработаны впервые и предназначены для строительства конструкций магистральных и местного значения дорог и улиц.
Рекомендации согласованы с трестом ОАО "Гордорстрой", АООТ "Инждорстрой", институтом "Мосинжпроект".
1.1. Настоящие технические рекомендации распространяются на строительство дорожных конструкций из бетонов с продуктами переработки бетона, железобетона, асфальтобетона, изношенных автопокрышек, которые используются частично взамен природных заполнителей при строительстве магистральных улиц районного значения, внутриквартальных дорог, в том числе при двухстадийном строительстве в районах новой жилой застройки и одностадийном при благоустроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений. Использование геотекстильных материалов типа дорнит рекомендуется применять в дорожных конструкциях при неблагоприятных гидрогеологических условиях, а также при двухстадийном строительстве для повышения эксплуатационных показателей.
1.2. Технические рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбомов СК 6101-97 "Улицы и дороги местного значения" (ч.II) и СК 6117-2000 "Альбом конструкций дорожных одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных материалов (базальтовых, отходов бетонных и железобетонных конструкций, асфальтобетонов, изношенных шин, металлургических шлаков, горелой формовочной земли)".
1.3. Крупные фракции дробленого цементобетона и асфальтобетона размером частиц 5-70 мм, полученные при переработке некондиционных бетонных и железобетонных изделий, разбираемых зданий и сооружений, отходов строительного производства товарного бетона, а также при фрезеровании ремонтируемых асфальтобетонных дорожных конструкций, состоят из зерен природного щебня или гравия, поверхность которых в большей или меньшей степени покрыта остатками растворной части или битума.
1.4. Мелкая фракция дробленого цементобетона и асфальтобетона размером частиц менее 5 мм состоит из измельченных частиц цементного камня и асфальтовой крошки, зерен природного песка, покрытых цементным камнем и битумом.
1.5. Продуктами переработки изношенных автопокрышек являются резиновые мука и крошка.
1.6. Выбор материалов дорожных конструкций осуществляется на основании исходных данных, к которым относятся: категории дороги или улицы, расчетная интенсивность движения транспорта на одну полосу движения, приведенная к расчетному автомобилю по схеме Н-30, гидрогеологические и геологические условия, характер рельефа и окружающего ландшафта, экологические требования.
1.7. Приведенная интенсивность движения для различных категорий дорог представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Категории и назначения улиц и дорог
Категория улиц и дорог | Основное назначение | Интенсивность движения, сут |
Магистральные улицы районного значения | Местная транспортная связь в пределах жилых и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростные дороги | 1000 |
Улицы и дороги местного значения; жилых районов | Транспортная и пешеходная связь отдельных групп зданий и микрорайонов с магистральными улицами | 500 |
Внутриквартальные дороги и проезды | Транспортная и пешеходная сеть внутри микрорайонов с улицами местного движения; подъезды к отдельным объектам промышленных районов | 300 |
1.8. При стадийном строительстве на 1-й стадии дороги используются для проезда построечного транспорта и тяжелых строительных машин в процессе проведения работ по инженерному благоустройству жилой застройки и зданий соцкультбыта.
На 2-й стадии после окончания всех строительных работ по возведению зданий устраивают постоянные внутриквартальные дороги, которые используются для пропуска транспорта, обслуживающего жителей района.
1.9. На первой стадии работ устраивают:
- водосток и инженерные коммуникации;
- вертикальную планировку;
- земляное полотно;
- песчаный подстилающий слой;
- основание (на период строительства покрытие) из бетона марки 300 (класс В25), если движение построечного транспорта осуществляется непосредственно по бетону, или крупнозернистый слой асфальтобетона, уложенный на основание из бетона марки 200 (В15);
- грунтовые обочины шириной не менее 1 м.
1.10. Вторая стадия включает:
- очистку и ремонт основания (покрытия);
- установку бортовых камней;
- устройство прослойки из базальтовой сетки, отсевов дробления или крупнозернистого песка;
- устройство верхних слоев покрытия.
2.1. Улицы и дороги различных категорий с цементобетонным покрытием, в конструктивных слоях которых используются материалы от переработки цементно- и асфальтобетонных конструкций, изношенных автопокрышек и геотекстиль, должны строиться с учетом требований проектов СК 6101-97, СК 6117-00 и настоящих технических рекомендаций.
2.2. Варианты конструкций улиц и дорог различного назначения, устраиваемых в одну и две стадии с использованием продуктов переработки бетонных, асфальтобетонных конструкций и изношенных покрышек в бетонах классов В27,5; 25; 15 и В7,5, представлены на рис. 2.1.
Рис.2.1. Конструкции дорог, тротуаров, площадок с использованием продуктов переработки бетонных, асфальтобетонных конструкций, изношенных автопокрышек, дорнита:
а, б - конструкции магистральных дорог районного значения
и внутриквартальных проездов, устраиваемых в две стадии;
в - конструкции магистральных дорог районного значения и
внутриквартальных проездов, устраиваемых в одну стадию;
г - покрытия тротуаров, площадок, отмосток, устраиваемых в одну стадию;
д - конструкции дорог на благоустраиваемых территориях
у детских садов, школ, больниц, жилых зданий, устраиваемых в одну стадию
1, 2, 3, 9, 10 - бетоны М400 (В30), М350 (В27,5), М300 (В25), М200 (В15); М100 (В7,5); 4 - полиэтиленовая
пленка; 5 - песок; 6, 7 - крупнозернистый асфальтобетон; 8 - мелкозернистый асфальтобетон
При неблагоприятных гидрогеологических условиях дорнит укладывают по земляному полотну.
Использование дорнита при благоприятных гидрогеологических условиях позволяет уменьшить толщину песчаного подстилающего слоя.
2.3. Подстилающий слой устраивают из природного песка, а также с частичной или полной его заменой на песок, полученный от переработки цементно- и асфальтобетонных конструкций, который должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-93.
2.4. Конструкции, предназначенные для движения построечного транспорта, а также магистральные районного значения и внутриквартальные дороги рассчитывают на автомобильную нагрузку Н-30; конструкции, устраиваемые при благоустроительных работах у жилых зданий и учреждений соцкультбыта, а также тротуаров и отмосток - на Н-10.
2.5. Основные характеристики бетонов с добавками продуктов переработки промышленных отходов должны отвечать требованиям, представленным в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Нормативные характеристики бетонов с продуктами промышленных отходов
Конструктивные дорожные слои | Проектная марка (класс) бетона по прочности на сжатие, МПа | Нормативная прочность на растяжение при изгибе , МПа | Максимальные марки по морозостойкости, |
Покрытия магистральных дорог районного значения, внутриквартальных проездов | 400 (В30)* | 5,0 | 200 |
350 (В27,5)* | 4,5 | 200 | |
Основания (покрытия на период строительства) | 300 (В25) | 4,0 | 150 |
Основания дорог | 200 (В15) | 3,0 | 150 |
100 (В7,5) | 1,6 | 100 | |
Покрытия тротуаров, отмосток, площадок | 300 (В25) | 4,0 | 200 |
* Примечание. Использование бетона марки 400 (В30) и 350 (В27,5) рекомендуется с продуктами переработки автопокрышек (резиновой муки), при этом в каждом конкретном случае лабораторией НИИМосстроя должны производиться подборы составов на конкретных материалах.
2.6. В бетонных конструкциях магистральных улиц и дорог устраивают температурные швы (таблицы 2.2; 2.3).
Таблица 2.2
Расстояния между швами расширения в бетонных конструкциях с продуктами промышленных отходов
Конструкции дорог | Толщина конструкции, см | Температура воздуха во время укладки бетона, °С | Вид продукта переработки | |||
5 | 5-15 | 10-25 | 25 | |||
Покрытие | 22-24 | 25-28 | 56-96 | 80-90 | 90-110 | Цементо- и асфальтобетонных |
20-21 | 24-25 | 35-42 | 50-54 | 80-90 | ||
18-19 | 18-20 | 25-30 | 30-35 | 40-45 | ||
21-24 | 60 | 75 | 100 | 120 | Автопокрышек | |
18-20 | 40 | 55 | 80 | 100 | ||
Основание | Любое | 100 | Швы расширения не устраивают |
Примечание. Швы расширения в покрытиях из бетонов с продуктами промышленных отходов, которые используют при благоустройстве дворовых территорий и соцкультбыта, можно не устраивать.
Таблица 2.3
Расстояния между швами сжатия в бетонных конструкциях с продуктами промышленных отходов
Конструкция дороги | Толщина конструкции, см | Ширина проезжей части | Расстояния между швами, м | Вид продуктов переработки |
Покрытие дорог, улиц | до 18 | 3,5-4,0 | 7 | Цементо- и асфальтобетонных конструкций |
19-24 | - " - | 8 | ||
любая | 3,5-4,0 | 12 | Автопокрышек | |
любая | 5,5 | 9 | ||
Основание из малоцементного бетона | 35-50 | Цементо- и асфальтобетонных конструкций | ||
60 | Автопокрышек |
Примечание. В покрытиях тротуаров, отмосток, площадок швы сжатия устраивают через 17-20 м.