4.1.1 В соответствии с общими требованиями СНиП 2.04.02 и СНиП 2.05.06 расчет подземных трубопроводов из различных материалов должен производиться по предельным состояниям: на прочность (деформативность) и водонепроницаемость. Возможность достижения того или иного предельного состояния зависит от ряда факторов, из которых важнейшими являются: технология изготовления труб, качество и механические свойства материалов, из которых изготовлена труба, а также условия последующей работы трубопровода.
4.1.2 Проверке на герметичность (гидропрочность) в заводских условиях должны подлежать 100% труб заводского изготовления внутренним гидравлическим давлением не менее 5,0 МПа независимо от диаметра и класса труб. Данные требования регламентированы ТУ 1461-037-50254094 и другими ТУ.
4.1.3 При проектировании напорных сетей из ВЧШГ должна использоваться методика расчета подземных трубопроводов на прочность путем сопоставления несущей способности труб с результирующими данными по приведенным нагрузкам при различных условиях работы трубопровода.
4.1.4 В качестве нагрузок, действующих на подземный трубопровод из труб ВЧШГ, следует принимать:
- внутреннее давление транспортируемой воды;
- давление грунтовой засыпки;
- давление подвижных транспортных средств, передающееся на трубопровод через грунт;
- собственный вес трубопровода;
- массу транспортируемой воды.
4.1.5 Таблицы с результатами расчетов, проведенных в соответствии с рекомендуемой методикой при различных сочетаниях действующих на трубопровод нагрузок, должны содержать значения допустимого внутреннего давления воды, исходя из несущей способности труб на прочность и водонепроницаемость при укладке трубопровода:
- в траншеях с вертикальными стенками на плоское основание;
- в грунтах шести категорий (пески крупные, мелкие, пылеватые, сухие, суглинки, глины);
- на глубинах от 1,0 до 3,0 м, считая от верха трубы;
- на грунты и основания средней прочности при нормальной степени уплотнения засыпки;
- при действии транспортной нагрузки Н-18.
4.1.6 Расчет необходимо производить на совместное (комбинированное) воздействие внутреннего давления и внешних нагрузок, учитывая следующие случаи:
- на трубопровод действует внутреннее давление воды и внешняя нагрузка от давления грунта;
- на трубопровод действует внутреннее давление воды при гидравлическом ударе и внешняя нагрузка от давления грунта.
В качестве расчетного принимается случай, когда трубопровод подвергается наибольшему силовому воздействию.
4.1.7 Коэффициент перегрузки для определения расчетных нагрузок на трубу принимается равным:
- для вертикального давления грунта - 1,2;
- для горизонтального давления - 0,8;
- для вертикального давления транспорта (колонны автомобилей Н-18) - 1,4.
Величины остальных коэффициентов принимаются равными 1.
Учет внутреннего давления транспортируемой воды
4.1.8 Величина внутреннего давления воды в трубопроводе устанавливается на основании гидравлических расчетов с учетом реальных данных проектирования.
Гидравлический расчет трубопроводов систем водоснабжения производится в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02 (приложение 10).
4.1.9 Величина расчетного внутреннего давления согласно СНиП 2.04.02, п.8.22 принимается с учетом или без учета гидравлического удара. При отсутствии в проекте величины гидравлического расчетного давления испытательное давление принимается в соответствии с п.10 таблицы 5 (СНиП 3.05.04, п.7.7) не более 0,6 заводского испытательного давления. При 5,0 МПа для всех труб диаметрами 100-600 мм должно быть равно 3,0 МПа.