ВСН 186-75
----------------------
Минтрансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ТЕХНОЛОГИИ СООРУЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Дата введения 1976-01-01
ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС)
СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем СССР 26 ноября 1973 г.
УТВЕРЖДЕНЫ Главным техническим управлением Министерства транспортного строительства 10 июня 1975 г. приказом N 19
ВЗАМЕН "Указаний по технологии производства работ при сооружении железнодорожного земляного полотна" ВСН 57-61, "Указаний по технологии возведения насыпей железных и автомобильных дорог на болотах и устройству построечных дорог" ВСН 134-66 (в части строительства железных дорог) и "Технических указаний по содержанию земляного полотна в период сооружения верхнего строения пути, рабочего движения и временной эксплуатации" ВСН 51-61
Настоящие "Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна" (ВСН 186-75) разработаны взамен "Указаний по технологии производства работ при сооружении железнодорожного земляного полотна" (ВСН 57-61), "Указаний по технологии возведения насыпей железнодорожных и автомобильных дорог на болотах и устройству построечных дорог" (ВСН 134-66) (в части строительства железных дорог) и "Технических указаний по содержанию земляного полотна в период сооружения верхнего строения пути, рабочего движения и временной эксплуатации" (ВСН 51-61).
Новый нормативный документ дополнен указаниями по технологии сооружения земляного полотна вторых путей, в районах распространения барханных песков, производству работ в зимнее время, укреплению откосов земляного полотна гидропосевом многолетних трав и др. В технологических схемах предусмотрено использование новых землеройных, транспортных, грунтоуплотняющих машин и передового опыта организации работ в механизированных колоннах.
Нормативный документ рассмотрен и одобрен секцией строительства железных дорог Технического совета, главными строительными управлениями Минтрансстроя и рассчитан на широкий круг строителей и проектировщиков железных дорог.
В разработке "Указаний" принимали участие кандидаты технических наук В.П.Чернавский (руководитель работы), Б.И.Цвелодуб, М.А.Шубин, И.Д.Ткачевский, Е.П.Орлов; инженеры Б.В.Воронцов, В.П.Рябов, И.И.Осмоловский, В.Г.Баранова, Ж.А.Петрова, А.А.Гринчик, М.А.Басистов, Д.И.Анисимов и др.
Директор ЦНИИС Д.И.Федоров
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Указания предназначены для руководства при разработке проектов производства работ и организации комплексно-механизированных процессов сооружения железнодорожного земляного полотна проектными и строительными организациями.
1.2. Указания по технологии выполнения каждого вида работ изложены в такой последовательности:
область применения;
комплект машин;
состав комплексной бригады;
технико-экономические показатели (производительность ведущей машины и выработка на одного рабочего);
технология работ.
1.3. В комплект машин включены современные, серийно изготовляемые промышленностью машины. В некоторых случаях предусмотрены машины и оборудование, выпускаемые малой серией, а также и опытные образцы машин, выпуск которых намечается в ближайшие два года. Основные характеристики новых машин и оборудования указаны в соответствующих разделах.
1.4. Состав комплекта машин подобран, исходя из производительности ведущей машины. В случае использования на одном объекте или на объектах, расположенных в непосредственной близости друг от друга, нескольких ведущих машин в состав комплекта следует внести изменения с целью более производительного использования вспомогательных машин.
1.5. Производительность ведущих машин в комплектах принята по ЕНиР, 1969. При составлении проектов производства работ ее следует повышать в соответствии с плановыми заданиями по росту производительности труда и достижениями новаторов производства.
1.6. В Указаниях рекомендации даны с учетом передовых, прогрессивных методов организации земляных работ.
1.7. Технико-экономические показатели рассчитаны на восьмичасовую рабочую смену. Распределение грунтов по группам в зависимости от трудности их разработки для различных ведущих машин принято по ЕНиР, 1969. Технико-экономические показатели разработаны для использования при сравнении технологических вариантов и не могут быть применены непосредственно для целей ценообразования.
Классификация грунтов и их характеристики приведены в приложении 1. (По СН 449-72 "Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог", Госстрой СССР).
1.8. К работам по сооружению земляного полотна допускаются работники, прошедшие в соответствующих комиссиях проверку знаний "Правил техники безопасности и производственной санитарии при сооружении железнодорожного земляного полотна" (М., "Оргтрансстрой", 1972), а также "Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР"* (М., "Транспорт", 1972), "Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР"** (М., "Транспорт", 1972), "Инструкции по движению поездов на железных дорогах Союза ССР" (М., "Транспорт", 1972), должностных инструкций в объемах по профессиям и должностям согласно указаниям Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения N А-1685/Г34848 от 24 декабря 1971 г.
_________________
* На территории Российской Федерации действуют "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденные Министром путей сообщения Российской Федерации Г.М.Фадеевым 26.04.93;
** На территории Российской Федерации действует "Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации". - Примечание изготовителя базы данных.
1.9. Технологические указания по разработке карьеров, резервов, выемок и отсыпке насыпей экскаваторами, скреперами, бульдозерами, грейдер-элеваторами и самосвалами, предохранению грунтов от промерзания, планировке откосов земляного полотна и укреплению их посевом многолетних трав могут быть использованы и при сооружении земляного полотна автомобильных дорог.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
2.1. В комплекс земляных сооружений железнодорожного земляного полотна входят:
насыпи, полунасыпи, выемки, полувыемки главного пути, станций и разъездов;
водоотводные устройства: кюветы в выемках и полувыемках, нагорные и водоотводные канавы, резервы при насыпях, дренажи, прорези, лотки, штольни;
защитные укрепительные устройства: бермы, струенаправляющие дамбы, траверсы и другие регуляционные сооружения, противообвальные и противооползневые сооружения;
специальные насыпи под переезды, кавальеры и банкеты при выемках.
2.2. Работы по сооружению земляного полотна подразделяются на подготовительные, основные и укрепительные.
А. К подготовительным работам относятся:
восстановление и закрепление трассы дороги, разбивка и закрепление полосы отвода и находящихся за ее пределами площадей для размещения карьеров;
удаление мелколесья, кустарника, пней и крупных камней (валунов);
разбивка земляного полотна;
устройство землевозных дорог;
устройство нагорных и других водоотводных канав, необходимых для создания нормальных условий производства основных работ;
выполнение комплекса работ для сооружения земляного полотна в зимнее время;
осушение заболоченных и переувлажненных участков трассы;
срезка дерна, заготовка растительной земли.
Б. К основным работам относятся:
послойное рыхление сухих плотных грунтов при разработке выемок, карьеров и резервов скреперами, бульдозерами и трейдер-элеваторами, рыхление скальных пород, а также мерзлого грунта в зимнее время;
разработка грунта в отвал или с погрузкой в транспортные средства;
перемещение грунта из выемок, карьеров и резервов в насыпи, кавальеры или отвалы;
послойное разравнивание грунта в насыпях или кавальерах;
послойное уплотнение грунта в насыпях;
устройство и ликвидация въездов и съездов при отсыпке насыпей транспортными средствами;
срезка с откосов насыпей вторых путей балластных шлейфов и растительного покрова;
устройство уступов при сооружении насыпей на косогорах и вторых путей;
выторфовывание при сооружении насыпей на болотах;
нарезка кюветов в выемках;
устройство регуляционных сооружений;
планировочные работы, к числу которых относятся:
планировка основной площадки земляного полотна и нарезка сливной призмы;
планировка откосов выемок и насыпей;
планировка станционных площадок;
планировка берм, дна и откосов резервов;
планировка верха и откосов кавальеров.
Планировочные работы должны производиться немедленно, вслед за окончанием разработки выемок и возведения насыпей.
В. К укрепительным работам относятся: укрепление откосов выемок и насыпей, кюветов, канав, берм, конусов, регуляционных сооружений и пр.
Укрепительные работы должны производиться, как правило, немедленно, вслед за окончанием основных работ. Укрепление посевом многолетних трав производится с учетом агротехнических требований.
2.3. Земляные работы при сооружении железнодорожного земляного полотна должны выполняться с максимальным применением комплексной механизации подготовительных, основных и укрепительных работ.
Комплекты машин следует подбирать с расчетом обеспечения максимальной производительности ведущей машины, наименьшей трудоемкости и стоимости работ.
2.4. Работы по сооружению земляного полотна должны вестись круглогодично с отнесением на зимний период времени тех видов работ, которые:
дают меньшую или одинаковую стоимость по сравнению с выполнением их в летнее время;
создают возможность широкого развертывания строительных работ с наступлением весны;
сокращают расходы и сроки окончания работ в целом по строительству;
обеспечивают надлежащее качество земляного полотна.
В проектах необходимо предусматривать мероприятия по предохранению от промерзания грунта в выемках и карьерах, особенно для районов с большой длительностью зимнего периода. Участки земляного полотна, возводимого в зимнее время, необходимо определять на стадии разработки проекта организации строительства.
2.5. Разработка выемок в сложных гидро-геологических условиях (при наличии грунтовых вод, замене переувлажненных грунтов, наличии просадочных грунтов и др.), а также возведение насыпей на болотах и слабых основаниях должны производиться в соответствии с индивидуальным проектом, составленным проектной организацией.
2.6. Выбор ведущих землеройных и транспортных машин следует производить, исходя из видов грунтов, объемов земляных работ, сроков их исполнения, рабочих отметок насыпей и выемок с одновременным распределением земляных масс, с учетом рельефа местности, климатических условий, наличия местных ресурсов (воды, топлива, электроэнергии). Наиболее правильное решение этой комплексной задачи достигается при использовании современных математических методов и электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
2.7. При сооружении земляного полотна в качестве ведущих машин в комплектах для подготовительных, основных и укрепительных работ используют экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, грейдер-элеваторы, гидросеялки.
2.8. Корчевка пней может производиться механизированным или взрывным способом с одновременным удалением выкорчеванных пней с очищаемой территории.
Для этих целей следует применять машины:
при диаметре пней до 30 см - тракторы, бульдозеры, корчеватели-собиратели;