МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РАБОТ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
РАЗРАБОТАНЫ отделом экономических исследований Гипродорнии (канд. экон. наук В.А.Ногаем, Н.М.Григоренко) и Ростовским-на-Дону филиалом Гипродорнии (канд. экон. наук А.Г.Ефремовым) с участием инж. В.А.Попова.
УТВЕРЖДЕНЫ Минавтодором РСФСР 15.02.85 N НА-16/133
Значительное увеличение сети автомобильных дорог, достигнутое за последние годы, выдвигает на первый план вопросы надлежащего их ремонта и содержания. Обеспечение сохранности автомобильных дорог, повышение их технического уровня наряду со строительством новых дорог становится основной задачей дорожных организаций. Решение этой задачи составляет конечную цель деятельности дорожно-эксплуатационной службы и должно быть основано на интенсификации производства и повышении его эффективности и качества. Среди мер, направленных на совершенствование производства, особое место занимают вопросы своевременного выполнения работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог. В этих условиях актуальным является планирование работ текущего ремонта и содержания автомобильных дорог на основе научно-обоснованных рекомендаций.
Методические рекомендации разработаны по плану двустороннего сотрудничества с Министерством транспорта ГДР и предназначены для планирования работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог в автодорах, автомобильных дорогах* и дорожных ремонтно-строительных управлениях.
_________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
В качестве иллюстрации основных положений документа приведены результаты экспериментального внедрения Рекомендаций в ДРСУ-1 автомобильной дороги Москва-Ленинград.
1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для планирования объемов работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог, распределения их по сезонам года и плановым периодам, определения потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
1.2. Рекомендации состоят из трех разделов:
планирование объемов работ по текущему ремонту и содержанию дорог;
определение потребности в рабочей силе, основных машинах и механизмах для выполнения работ;
порядок планирования работ текущего ремонта и содержания автомобильных дорог.
1.3. Рекомендации содержат состав плановых и расчетных показателей, порядок их расчета, формы плановых документов и сроки разработки планов текущего ремонта и содержания автомобильных дорог в дорожных ремонтно-строительных управлениях (ДРСУ).
1.4. Разработка плана работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог для ДРСУ и его подразделений производится в рамках действующих нормативных и методических документов.
1.5. Разработанные планы текущего ремонта и содержания должны предусматривать максимальное использование мощностей дорожной организации и ее подразделений, интенсификацию производственных процессов за счет внедрения передовых методов технологии и организации производства, своевременное и комплексное обеспечение работ трудовыми и материально-техническими ресурсами.
1.6. В основу определения объемов работ, потребности в рабочей силе, машинах и механизмах при планировании работ текущего ремонта и содержания положена циклическая система регулярного проведения работ через определенный период времени (цикл).
2.1. Планирование текущего ремонта и содержания дорог связано с необходимостью учета многообразных факторов, определяющих номенклатуру и объемы работ.
К числу существующих методов определения объемов работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог относятся:
прогнозирование объемов работ с использованием статистических закономерностей и экономико-математических моделей;
использование материалов периодических осмотров дорог, сопровождаемых инструментальными измерениями, а также учета и отчетности за предшествующие годы;
метод экспертных оценок;
определение объемов работ на основе циклической системы.
2.2. В настоящих Рекомендациях за основу планирования работ текущего ремонта и содержания, определения объемов работ, потребности в рабочей силе, машинах и материалах как в целом по дорожной организации (ДРСУ), так и в ее низовых подразделениях принята циклическая система. Она основана на том, что каждый вид работы периодически повторяется на отремонтированном участке дороги через определенный промежуток времени.
2.3. Первым этапом разработки плана на основе циклической системы является составление стабильной номенклатуры работ, в которой учитываются все виды работ, подлежащих выполнению в рамках текущего ремонта и содержания автомобильных дорог.
2.4. По каждому виду работ определяются показатели продолжительности цикла и коэффициента цикла .
Продолжительность цикла характеризует период времени, по истечении которого данная работа должна повторяться на том же участке дороги и измеряться в годах.
Коэффициент цикла показывает, какое количество раз общий объем элемента дороги (или какую его долю) необходимо отремонтировать текущим ремонтом в плановом году, данный коэффициент определяется величиной, обратной , т.е. .
2.5. Показатели цикличности определяются либо на основе статистической обработки данных учета выполняемых работ, либо по данным опроса экспертов, которыми могут выступить линейные мастера, инженерно-технические работники дорожных организаций (ДРСУ и Автодора).
В приложении 1 представлены показатели цикличности работ текущего ремонта и содержания для автомобильной дороги Москва-Ленинград. Перечень работ принят на основе ВСН 24-75* с учетом местных особенностей. Показатели циклов определены при участии специалистов автомобильной дороги Москва-Ленинград.
________________
* Действуют "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
2.6. Следующим этапом планирования является определение необходимого годового объема ремонта элементов дороги в натуральном измерении, который определяется путем умножения величины на общий объем элемента (в м, м, штуках и т.д.).
Например, для ямочного ремонта черных покрытий периодичность проведения работ (один, два и три раза в год, коэффициент ) установлена в зависимости от оценки состояния покрытия (см. прил.2). При ямочном ремонте 75 км дороги с оценкой состояния "II" и 80 км с оценкой состояния "III" для определения планового задания нужно провести следующий расчет: 75х1+80х2, т.е. 235 км покрытия необходимо отремонтировать ямочным ремонтом за год.
При ширине проезжей части 7 м площадь ремонтируемого покрытия составит 1645 тыс. м. Пусть площадь выбоин по обеим дорогам составляет 1,5% поверхности покрытия. Тогда годовой объем ямочного ремонта составляет 24,675 тыс. м. Норма расхода горячей асфальтобетонной смеси (объемная масса 2,25 т/м) при глубине выбоин 50 м* составляет 11,4 т на 100 м площади фактического ремонта. Следовательно, расход асфальтобетонной смеси на ямочный ремонт равен:
24675,0х11,4:100=2812,95 т в год.
_________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
Аналогично рассчитываются плановые показатели по всем видам выполняемых работ. Эти данные рекомендуется сводить в форму, приведенную в табл.1.
Таблица 1
Годовое задание дорожной организации по видам работ
Наименование работ | Единица измерения | Общее количество единиц измерения | Коэффициент цикла | План на год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Очистка покрытия от пыли и грязи поливомоечной машиной | км/100 м | 198/15797,85 | 8 | 1584/126382,8 |
Мойка дорожных знаков и стоек | шт. | 848 | 8 | 6784 |
Окраска дорожных знаков и стоек | шт. | 848 | 1 | 848 |
Замена поврежденных дорожных знаков | шт. | 848 | 0,2 | 170 |
Окраска барьерного ограждения | м | 9782 | 2 | 19564 |
Мойка автопавильонов | м/шт. | 1080/54 | 10 | 10800/540 |
Примечание. В таблице используются данные по ДРСУ-1 автомобильной дороги Москва-Ленинград.
2.7. При условии привязки коэффициентов цикла к графику производства того или иного вида работ (см. п.3.4.) можно определить объем ремонтных работ бригады, прорабства и ДРСУ на месяц, квартал и год по участку и автомобильной дороге в целом.
2.8. Разработанные для отдельной автомобильной дороги или автомобильных дорог одного региона показатели "продолжительность цикла" и "коэффициент цикла" по видам выполняемых работ носят стабильный характер на протяжении 5-10 лет и могут быть успешно использованы в последующие годы для планирования работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог.
3.1. Исходными данными для определения потребности в рабочей силе, рационального количества машин и механизмов являются объемы работ, установленные годовым планом, технология производства ремонтных работ с учетом фактического уровня его механизации, а также календарные сроки проведения технологических операций.
3.2. Годовой объем работ по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог необходимо определять в соответствии с разделом 2.
3.3. По всем видам работ, подлежащим выполнению в планируемом периоде, разрабатываются технологические карты или схема производства работ с определением в них следующих показателей:
годовой или сменной производительности бригады;
количества рабочих;
необходимых машин и механизмов;
календарных сроков проведения работ;
потребления энергии;
технологически обусловленных простоев.
Для нахождения указанных показателей возможно также использование ранее разработанных и рекомендуемых к применению технологических карт.
3.4. График производства работ по текущему ремонту и содержанию следует составлять на основе календарных сроков проведения технологических операций. В нем учитывают влияние погодных условий на выполнение всех видов работ и по нему определяют продолжительность ремонтных работ в год (в часах) в зависимости от месячного фонда рабочего времени. В качестве примера дан график производства работ по некоторым видам для Калининской области. В принципе график может быть единым для всех дорожных организаций одного региона.
Вид работы | Месяцы | Фонд рабочего времени, час | ||||||||||||||||||||
янв. | февр. | март | апр. | май | июнь | июль | авг. | сент. | окт. | нояб. | дек. | |||||||||||
календарные часы работы | ||||||||||||||||||||||
171 | 164 | 177 | 177 | 164 | 178 | 177 | 185 | 178 | 169 | 164 | 184 | 2088 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||||||
Планировка неукрепленных обочин |
| |||||||||||||||||||||
Планировка полосы отвода |
| |||||||||||||||||||||
Планировка откосов, насыпей, выемок |
| |||||||||||||||||||||
Ямочный ремонт черных покрытий |
| |||||||||||||||||||||
Восстановление шероховатости | 654 | |||||||||||||||||||||
Скашивание травы |
| |||||||||||||||||||||
Очистка водопропускных труб |
| |||||||||||||||||||||
Обработка почвы и растительности гербицидами |
| |||||||||||||||||||||
Мойка дорожных знаков |
| |||||||||||||||||||||
Окраска ограждений |
| |||||||||||||||||||||
Замена дорожных знаков |
| |||||||||||||||||||||
Разметка проезжей части |
| |||||||||||||||||||||
И т.д. | ||||||||||||||||||||||