ГОСТ Р ИСО 6310-2005
Группа Л69
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт дорожный
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод испытания на деформацию при сжатии
Road vehicles. Brake linings. Compressive strain test method
ОКС 43.040*
ОКП 25 7100
____________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2006 год
ОКС 43.040.40 и 83.140.99. - Примечание "КОДЕКС".
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 73 "Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия", Открытым акционерным обществом "Термостойкие изделия и инженерные разработки" (ОАО "ТИИР")
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 510-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6310:2001 "Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод испытания на деформацию при сжатии" (ISO 6310:2001 "Road vehicles - Brake linings - Compressive strain test method")
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6310-93
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания и измерения деформации тормозных накладок при сжатии.
Стандарт распространяется на накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов и фрикционный материал тормозных накладок без колодки.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:
ИСО 611:2003 Транспорт дорожный. Торможение автомобилей и прицепов. Словарь*
________________
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта. Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 611, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 деформация сжатия, сжимаемость (compressive strain): Отношение уменьшения толщины тормозной накладки под действием силы сжатия, приложенной перпендикулярно к поверхности трения, и температуры к ее начальной толщине.
Обозначения и соответствующие единицы измерения, используемые в настоящем стандарте, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Обозначения и единицы измерения
Обозначение | Наименование | Единица измерения |
Испытуемый образец | - | |
Испытательная нагрузка* | - | |
Средняя толщина испытуемого образца | мм | |
Общая деформация испытуемого образца, измеренная на испытательном оборудовании при испытательной нагрузке | мкм | |
Собственная деформация испытательного оборудования при испытательной нагрузке | мкм | |
Чистая деформация испытуемого образца при испытательной нагрузке (с учетом деформации испытательного оборудования) | мкм | |
Количество испытуемых образцов | - | |
Индивидуальная сжимаемость испытуемого образца при испытательной нагрузке | - | |
Средняя сжимаемость | - | |
Температура плиты для испытаний в горячем состоянии | °С | |
Максимальная температура колодки при испытаниях в горячем состоянии | °С | |
* Испытательная нагрузка |
5 Сущность метода
Сущность метода заключается в приложении к испытуемому образцу испытательной нагрузки по одной из двух методик:
a) усилие для создания давления на единицу площади (методика А, базовый метод испытаний) в мегапаскалях;
b) давление, эквивалентное значению давления в гидравлической магистрали тормозной системы транспортного средства (методика В), в барах*.
________________
* 1 бар = 0,1 МПа = 10 Па; 1 МПа = 1 Н/мм
.
Методику В обычно используют для тормозных систем с гидравлическим приводом.
Результаты испытаний по методикам А и В не подлежат непосредственному сравнению.
Испытательное оборудование должно состоять из:
a) плунжера (или имитатора поршня) с механизмом, обеспечивающим равномерную нагрузку;
b) плиты, исключающей возможность появления коррозии, деформирования и не вызывающей прилипание материала;
c) нагружающего устройства, обеспечивающего сжатие накладки между плунжером и плитой;
d) устройства для измерения усилия сжатия между плитой и плунжером с точностью до 100 Н;
e) устройства для измерений уменьшения толщины образца в контакте с плунжером вблизи его осевой линии с точностью до 0,001 мм;
f) устройства для нагревания плиты до установленных значений температуры (7.2);
g) микрометра.
Допускается использовать дополнительное устройство для измерения температуры образца.
7.1 Нагрузка
Максимальная нагрузка должна быть такой, чтобы создать прижимающую нагрузку накладки к плите на поверхности трения: 8 МПа - для накладок дисковых тормозов и 5 МПа - для накладок барабанных тормозов (методика А), или может быть приложена нагрузка, соответствующая давлению в магистрали тормоза транспортного средства до 160 бар (методика В).
Интенсивность увеличения нагрузки должна быть (4,0±0,5) МПа·с для методики А или (80±10) бар·с
- для методики В.
7.2 Нагревательная плита
Для испытаний в горячем состоянии температура плиты на поверхности должна составлять 400 °С (в отдельных случаях - ниже или выше).
7.3 Нагружающий плунжер
7.3.1 Общие сведения
При испытании накладок дискового тормоза образец должен представлять собой накладку с колодкой в сборе или часть накладки с колодкой в сборе, например в случае накладок дискового тормоза для грузовых автомобилей. Образец накладки должен быть согласован между заинтересованными сторонами, однако могут использоваться образцы типа I или III (7.3.2 и 7.3.4).
Следующие пункты устанавливают требования к нагружающему плунжеру для различных типов испытуемых образцов.
7.3.2 Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
Торцевая поверхность плунжера должна быть плоской и его контур должен быть не меньше контура образца (рисунок 1).
________________
* Для накладок с колодками дискового тормоза грузовых автомобилей допускаются образцы большего размера.
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 1 - Образец типа I (фрикционный материал без колодки)
7.3.3 Образец типа II (накладка с колодкой в сборе дискового тормоза)
В нормальных условиях поверхность плунжера должна иметь ту же форму (например сплошной или кольцевой поршень) и расположение, что и реальная поверхность контакта поршня или поршней в тормозе, в котором устанавливается накладка.
Учитывая, что существует много базовых конфигураций тормозов (с неподвижным суппортом, с двумя поршнями и т.д.), для испытаний допускается использовать один поршень.
При расчете в случае давления на единицу площади следует использовать фактическую площадь фрикционного материала, контактирующего с сопряженной поверхностью (рисунок 2).
1 - нагрузка; 2 - плунжер; 3 - испытуемый образец; 4 - нагревательная плита
Рисунок 2 - Образец типа II (накладка с колодкой дискового тормоза в сборе)
7.3.4 Образец типа III (накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза)
Плунжер должен иметь такую же форму нажимной поверхности, что и внутренняя поверхность колодки. В идеальном случае для изогнутого образца длина дуги должна составлять около 40 мм или же размер образца должен обеспечивать соответствующее отношение длины
к ширине
(рисунок 3).