ГОСТ Р 52422-2005
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили грузовые и прицепы
СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ОТ РАЗБРЫЗГИВАНИЯ ИЗ-ПОД КОЛЕС
Технические требования и методы испытаний
Trucks and trailers. The spray-suppression systems.
Technical requirements and test methods
ОКС 43.040.80
ОКП 45 3100
Дата введения 2007-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники" (ФГУП "НИЦИАМТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 2005 г. N 348-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений регионального стандарта - Директива ЕЭС 91/226 "Системы защиты от разбрызгивания из-под колес грузовых автомобилей и прицепов" (Council Directive of 27 March 1991 on the approximation of the laws of the Member States relating to the spray-suppression systems of certain categories of motor vehicles and their trailers)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства (далее - ТС) категорий N полной массой свыше 7,5 т, N, О и О по ГОСТ Р 52051 и устанавливает технические требования и методы испытаний элементов системы защиты от разбрызгивания из-под колес (далее - защиты от разбрызгивания).
Стандарт не распространяется на шасси, некомплектные и внедорожные ТС, а также ТС, на которых наличие устройств для защиты от разбрызгивания несовместимо с их назначением. Однако если такие устройства устанавливаются на эти ТС, они должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использована ссылка на стандарт
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система защиты от разбрызгивания: Система, предназначенная для защиты от разбрызгивания воды, выбрасываемой шинами движущегося ТС.
3.2 грязезащитный кожух: Жесткий или полужесткий компонент, предназначенный для отражения воды, выбрасываемой шинами при движении, выполненный полностью или частично за одно целое с кузовом или другими частями ТС, такими как кабина, нижняя часть погрузочной платформы и т.д.
3.3 брызговик: Гибкий компонент, устанавливаемый позади колеса на нижней части шасси, погрузочной платформы или на грязезащитном кожухе в плоскости, близкой к вертикальной, и предназначенный для отражения воды и уменьшения опасности от выброса мелких предметов, захватываемых шиной.
3.4 наружная боковина: Компонент, размещенный в плоскости, близкой к вертикальной и параллельной продольной плоскости ТС, который может являться частью грязезащитного кожуха или кузова ТС.
3.5 устройство для уменьшения разбрызгивания: Компонент системы защиты от разбрызгивания, который может быть выполнен как энергопоглощающее устройство или сепаратор "воздух-вода".
3.6 энергопоглощающее устройство: Компонент, образующий часть грязезащитного кожуха и/или наружной боковины, и/или брызговика, поглощающий энергию воды и снижающий разбрызгивание.
3.7 сепаратор "воздух-вода": Компонент, образующий часть наружной боковины, и/или брызговика, который может пропускать воздух, одновременно уменьшая разбрызгивание воды.
3.8 управляемые колеса: Колеса, приводимые в действие системой рулевого управления ТС.
3.9 самоуправляемая ось: Ось, шарнирно закрепленная в своей центральной части таким образом, что она может описывать дугу в горизонтальной плоскости.
Примечание - В настоящем стандарте самоуправляемая ось рассматривается как ось, оборудованная управляемыми колесами.
3.10 самоустанавливающиеся колеса: Колеса, не приводимые в действие системой рулевого управления ТС, но которые могут за счет трения в зоне контакта шины с опорной поверхностью поворачиваться на угол, не превышающий 20°.
3.11 выдвижная ось: Ось, которая может быть поднята над опорной поверхностью во время нормальной эксплуатации ТС.
3.12 ТС без нагрузки: ТС в снаряженном состоянии по ГОСТ Р 52051.
3.13 зона контакта шины с дорогой: Часть шины, находящаяся в контакте с опорной поверхностью и обеспечивающая сцепление шины с дорогой.
3.14 тип устройства для уменьшения разбрызгивания: Устройства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:
- физического принципа, использованного для уменьшения разбрызгивания (поглощение энергии воды, отделение воздуха от воды с помощью сепаратора "воздух-вода");
- примененных материалов;
- формы компонентов устройства;
- размеров (если они влияют на особенности функционирования устройства).
4.1 Общие требования
4.1.1 ТС должно быть оборудовано системой защиты от разбрызгивания.
4.1.2 Система защиты от разбрызгивания должна состоять из грязезащитных кожухов, брызговиков, наружных боковин и включать устройства для уменьшения разбрызгивания.
4.1.3 Система защиты от разбрызгивания в зависимости от типа установленного устройства для уменьшения разбрызгивания должна соответствовать требованиям подраздела 4.2 или 4.4.
4.1.4 Система защиты от разбрызгивания для неуправляемых и самоустанавливающихся колес, которые закрываются кузовом или нижней частью погрузочной платформы, должна соответствовать требованиям подразделов 4.2 или 4.3, или 4.4.
4.1.5 Если ТС оснащено одной или несколькими выдвижными осями, система защиты от разбрызгивания должна охватывать все колеса при любом положении осей.
4.1.6 Если ТС оснащено самоуправляемой осью, система защиты от разбрызгивания должна соответствовать требованиям, применяемым к осям с управляемыми колесами, если система защиты от разбрызгивания поворачивается вместе с осью, если нет - требованиям, применяемым к осям с неуправляемыми колесами.
4.1.7 В случае неуправляемых колес расстояние между продольной плоскостью, касательной к наружной боковой поверхности шины, за исключением ее деформированных участков вблизи опорной поверхности, и внутренним краем наружной боковины не должно превышать 75 мм (рисунок 1). Если расстояние по радиусу от оси колеса до внутренней кромки наружной боковины, размер которой определены в 4.2.2 или 4.3.2, или 4.4.2, менее радиуса шины , установленной на ТС [рисунок 2а)], расстояние не должно превышать 100 мм.
- грязезащитный кожух; - наружная боковина; - расстояние между боковой поверхностью шины
и наружной боковиной; - ширина грязезащитного кожуха вместе с наружной боковиной;
- ширина шины; - ширина сдвоенных шин
Рисунок 1 - Схема расположения грязезащитного кожуха и наружной боковины
а) Расположение грязезащитного кожуха и наружной боковины
- наружная боковина; - угол между горизонталью - и плоскостью, проходящей через
ось колеса -; - протяженность грязезащитного кожуха; - радиус шины, установленной на ТС;
- расстояние по радиусу от оси колеса до наиболее удаленной точки
внутренней кромки наружной боковины
б) Расположение брызговика и энергопоглощающего устройства
Рисунок 2 - Схема системы защиты от разбрызгивания для одиночных осей
4.1.8 В случае управляемых и самоустанавливающихся колес расстояние не должно превышать 100 мм.
4.1.9 Среднее значение содержания задержанной воды в процентах при испытаниях на специальных установках устройствами для уменьшения разбрызгивания должно составлять, не менее:
- 70% - для энергопоглощающего устройства;
- 85% - для устройства типа сепаратор "воздух-вода".
4.2 Требования к системе защиты от разбрызгивания с энергопоглощающим устройством для осей ТС с управляемыми, самоустанавливающимися и неуправляемыми колесами
4.2.1 Грязезащитный кожух
4.2.1.1 Грязезащитный кожух должен охватывать зону непосредственно перед шиной (или шинами), над ней и позади нее следующим образом: