Статус документа
Статус документа

Основные положения по строительству гидротехнических туннелей буровзрывным способом

3.4. Погрузка породы и подземный транспорт

3.4.1. Тип погрузочных машин должен выбираться в зависимости от размеров выработки, требуемой производительности погрузки, физико-механических свойств породы.

Основные характеристики погрузочных машин и экскаваторов приведены в табл.1-3 (прил.4).

3.4.2. В зависимости от размеров сечений рекомендуется применять для выработок:

малых сечений до 20 м - погрузочные машины типа ППН прямой и ступенчатой погрузки;

средних сечений (20-50 м) - погрузочные машины типа ПНБ непрерывного действия;

больших сечений (50 м и выше) - погрузочные машины типа ПНБ и туннельные экскаваторы.

3.4.3. В зависимости от ширины выработки в забое могут быть размещены одна или две погрузочные машины.

При определении общей производительности двух погрузочных машин следует вводить коэффициент одновременности работы, составляющий 0,7-0,9 в зависимости от условий погрузки и эксплуатации машин.

3.4.4. Рельсовый транспорт рекомендуется применять в туннелях шириной менее 4,5 м, безрельсовый - при ширине более 6 м. В туннелях шириной от 4,5 до 6 м, а также при сооружении туннеля через шахты и при длине забоя свыше 1 км выбор рельсового или безрельсового транспорта должен производиться на основании технико-экономического сравнения вариантов с учетом необходимого усиления вентиляции при безрельсовом транспорте.

3.4.5. Рекомендуемые типы вагонеток в зависимости от ширины выработки и типа погрузочных машин приведены в табл.7.

Таблица 7

     
Рекомендуемые типы машин и вагонеток

Ширина выработки, м

Тип машины

Вагонетка


тип

емкость, м

2,5

ППН-1c, ППН-2

ВГ, УВГ, УВБ, УВО

1,2-2,2

3,0

ППН-3, ППМ-4п, 2ПНБ-2

УВГ, УВБ

1,6-4,0

4,0-6,0

ПНБ-3к, ПНБ-3Д, ПНБ-4

ВД, УВГ, УВБ, ВПК

4,0-10,0



Технические характеристики вагонеток приведены в табл.5 (прил.4).

3.4.6. Обмен вагонеток в забое может быть организован по схемам:

периодического обмена с паузами в погрузке на время производства маневров по замене груженых вагонеток порожними;

непрерывного обмена, т.е. с организацией погрузки породы непрерывным потоком.

3.4.7. Для сокращения времени погрузки рекомендуется организовывать ее по непрерывной схеме и по возможности таким образом, чтобы весь объем взорванной породы за цикл вывозился одним составом без маневров в забое.

3.4.8. Рекомендуются следующие схемы организации непрерывной погрузки:

а) использование большегрузных вагонов с донным конвейером и перегрузкой из одного вагона в другой (табл.9, прил.4);

б) использование конвейеров-перегружателей длиной, обеспечивающей погрузку состава вагонеток без расцепки (табл.6-8, прил.4).

3.4.9. Обмен одиночных вагонеток в забое рекомендуется организовывать по следующим схемам:

при однопутном движении с использованием вертикальных или боковых вагоноперестановщиков, накладных плит-разминовок, роликовых платформ;

при двухпутном движении и работе одной погрузочной машины - периодический обмен вагонеток посредством накладных плит-разминовок;

при двухпутном движении и работе двух погрузочных машин - подвижная платформа с перекрестным съездом (разминовочная плита между двумя путями), перестановщик вагонеток или роликовая стрелка.