Статус документа
Статус документа

Основные положения по строительству гидротехнических туннелей буровзрывным способом

2.1. Проект организации строительства

2.1.1. В проектах организации строительства должны быть решены все вопросы общей организации работ на строительной площадке, принципы организации и механизации работ в туннеле, количество подходных горизонтальных выработок или стволов и способы их проходки, подъездных дорог, организации строительной базы, припортальных строительных площадок, устройств, вспомогательных работ и противопожарных мероприятий.

2.1.2. В состав проектов организации строительства должны входить:

объемы основных строительных работ;

схемы организации и механизации работ по забоям;

номенклатура и размеры требуемого оснащения забоев буровым, погрузочным, транспортным, вентиляционным и водоотливным оборудованием для проходческих работ и оборудованием для работ по сооружению обделки;

данные о потребности строительных материалов, строительного оборудования, механизмов и транспортных средств, электроэнергии, воды и сжатого воздуха и о путях удовлетворения этой потребности;

данные о принятых в проекте видах и объемах использования для строительства туннеля местных строительных ресурсов: источников электроэнергии, теплоснабжения, месторождений строительных материалов, строительных баз, заводов строительных конструкций, деталей и т.п.;

проект строительства временных сооружений: компрессорной, бурозаправочной, вентиляционной, водонасосной станции, бетонного завода, складов и организации стройбазы и карьеров;

проект организации поверхностного и подземного транспорта, временных электросетей, воздухопроводной и водопроводной магистралей;

календарный план строительства туннеля с указанием сроков выполнения подготовительных, вспомогательных и основных работ;

данные о потребности рабочих кадров и жилого фонда, указания по строительству жилых, административно-хозяйственных и общественных зданий;

генеральный строительный план района расположения туннеля с нанесенными трассой туннеля с входным и выходным порталами и примыкающими к ним гидротехническими и другими сооружениями, подходными и вспомогательными горизонтальными выработками и стволами, припортальными и околоствольными строительными площадками и подходными дорогами к ним по всей трассе туннеля, отвалами породы, карьерами заполнителей для бетона, временными сооружениями, вспомогательными предприятиями и устройствами; жилыми, административно-техническими и общественными зданиями, транспортными коммуникациями для связи строительных площадок между собой и внешней транспортной сетью, прирельсовой базой, линией электропередачи и подстанцией, линиями связи.

2.1.3. Объем проектных работ в различных стадиях проектирования (ТЭО, технический проект, рабочие чертежи) определяется действующими инструкциями [Л.6 и 7].

2.1.4. В проекте организации строительства устанавливается оптимальная продолжительность строительства одного туннеля или комплекса туннелей и его очередей с учетом директивных скоростей их проходки, рационального количества забоев по трассе туннелей и организационно-производственной структуры строительной организации.

2.1.5. Среднегодовые месячные скорости проходки туннелей в зависимости от размеров их поперечного сечения и породных условий приведены ниже:

м/мес

Туннели, проходимые полным сечением менее 20 м

80

Туннели, проходимые полным сечением от 20 до 60 м

60

Туннели, проходимые полным сечением от 60 до 90 м

50

Туннели, проходимые с нижним уступом,

подсводовая часть

50

нижний уступ

80

Бетонирование стен и свода туннелей сечением до 20 м

80

То же, от 20 до 60 м

60

    "     более 60 м

50

Бетонирование лотка

200250


Приведенные здесь среднегодовые месячные скорости проходки туннелей с учетом коэффициента использования рабочего времени за расчетный период являются средними скоростями проходки за длительный период времени и принимаются в основу календарного плана работ.

При сооружении туннелей в сложных инженерно-геологических условиях, требующих специальных способов проходки, месячные скорости проходки определяются проектом.

2.1.6. Строительство туннеля в зависимости от размеров поперечного сечения, протяженности, инженерно-геологических и топографических условий и установленных сроков строительства может вестись с одного или двух портальных забоев и в случаях необходимости с промежуточных забоев, вскрываемых по трассе туннеля из подходных горизонтальных выработок или стволов. Месторасположение, типы и число подходов для вскрытия промежуточных забоев устанавливаются проектом на основе технико-экономического сравнения вариантов.

2.1.7. Размеры поперечных сечений и конструкцию подходных выработок для безрельсового транспорта следует назначать согласно предъявляемым требованиям [Л.3, 8].

При рельсовом транспорте поперечное сечение и конструкция подходных выработок определяется проектом с учетом требований безопасности [Л.9].

2.1.8. Потребность в оборудовании (буровое, погрузочное, транспортное, бетоноукладочное, грузоподъемное) строящегося туннеля устанавливается в соответствии с календарным планом строительства, годовым объемом и количеством одновременно действующих забоев туннеля.

2.1.9. В соответствии с годовыми планами подземных строительных работ определяется потребность в энергетических ресурсах путем расчетов.

2.1.10. Число (списочный состав) рабочих, занятых на строительстве туннелей, определяется по расстановке согласно проекту.