ГОСТ Р 52524-2005
(ИСО 6346:1995)
Группа Д88
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТЕЙНЕРЫ ГРУЗОВЫЕ
Кодирование, идентификация и маркировка
Freight containers. Coding, identification and marking
ОКС 55.180.10
ОКП 31 7700
Дата введения 2006-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой, состоящей из представителей предприятий: Закрытого акционерного общества "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЗАО "ЦНИИМФ"), Закрытого акционерного общества "Промтрансниипроект" (ЗАО "Промтрансниипроект"), Федерального государственного унитарного предприятия Российский морской регистр судоходства (ФГУП Российский морской регистр судоходства) на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 "Контейнеры"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 469-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 6346:1995 "Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка" (ISO 6346:1995 "Freight containers - Coding, identification and marking") путем изменения отдельных фраз (слов, значений, показателей), которые выделены в тексте курсивом
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1.1 Настоящий стандарт распространяется на систему идентификации и обеспечения информации о грузовых контейнерах с помощью кодов и маркировки. Система идентификации предназначена для общего использования, например для работы с документацией, осуществления контроля (в т.ч. в автоматизированных системах обработки данных) и непосредственно маркировки контейнеров.
Стандарт содержит методы представления данных системы идентификации и других данных (включая эксплуатационные) на контейнерах при помощи установленных знаков маркировки.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает:
a) систему идентификации, в том числе систему проверки точности ее применения, включающую:
- основную маркировку контейнера, представляющую систему идентификации визуального восприятия;
- оборудование, применяемое при автоматизированной системе идентификации и электронном методе обмена данными (при наличии);
b) систему кодирования данных о типе и размере контейнера с помощью соответствующих знаков;
c) эксплуатационную маркировку - основную и дополнительную;
d) систему изображения знаков на контейнере.
1.3 Термины "основной" и "дополнительный" используют для дифференциации условий маркировки ИСО, которые наносят на все контейнеры.
Включение дополнительной маркировки, содержащей дополнительные сведения, в настоящий стандарт способствует ее единообразному использованию.
1.4 Настоящий стандарт применяют ко всем грузовым контейнерам по [1], ГОСТ Р 51876, ГОСТ Р 50697, ГОСТ Р 52076, [2], [3], [4] и к другим типам контейнеров, не включенным в указанные стандарты, а также к соответствующему перегрузочному контейнерному оборудованию.
Примечание - Допускается использовать контейнеры, маркированные в соответствии с предыдущим изданием ИСО 6346, а также ГОСТ 25290 и ГОСТ 25588, до их полного физического износа.
Настоящее примечание не распространяется на контейнеры, изготовленные после вступления в силу настоящего стандарта.
1.5 Настоящий стандарт не распространяется на временную эксплуатационную маркировку, т.е. маркировку, которая должна наноситься в соответствии с межправительственными соглашениями, национальным законодательством или решениями других, кроме ИСО, неправительственных организаций.
Примечание - Настоящий стандарт не включает требования к маркировке:
- Международной Конвенции по безопасным контейнерам (ООН/ИМО, 1992) (International Convention for Safe Containers (UN/IMO, 1992));
- Таможенной Конвенции по контейнерам 1956 г. и 1972 г. (Customs Convention on Containers 1956 and 1972);
- Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП, TIR Carnets) 1959 г. и 1975 г. (Customs Convention on International Movement of Goods under Cover of TIR Carnets (TIR Convention) 1959 and 1975);
- Общих положений по техническому наблюдению за контейнерами. Правил изготовления контейнеров. Правил допущения контейнеров к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами. Руководства по техническому наблюдению за контейнерами, ФГУП Российский морской регистр судоходства, 1972 г.
Настоящий стандарт не распространяется на знаки безопасности транспортируемых грузов, наносимые на контейнеры-цистерны (ИСО 1496-3).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 система идентификации (identification system): Система, состоящая из следующих основных элементов:
- кода владельца - три буквы;
- идентификатора категории оборудования - одна буква;
- серийного номера - шесть арабских цифр;
- контрольного числа - одна арабская цифра.
3.1.1 код владельца (owner code): Код, состоит из трех прописных букв латинского алфавита. Он является уникальным и регистрируется в Международном бюро по контейнерам (BIC). Регистрация проводится непосредственно в Международном бюро по контейнерам по адресу:
Bureau International des Conteneurs
167, rue de Courcelles
75017 Paris, France
либо национальными регистрационными организациями - филиалами Международного бюро по контейнерам в соответствии с приложением G, либо в России - Российским морским регистром судоходства (BIC NRO) по адресу:
191186, Россия, Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 8
телефон (812) 380-19-52,
факс (812) 314-10-87, 380-19-51.
3.1.2 идентификатор категории оборудования (equipment category identifier): Код, состоящий из одной прописной буквы латинского алфавита:
U - для всех грузовых контейнеров;
J - для съемного оборудования, относящегося к грузовым контейнерам;
Z - для трейлеров и шасси.
3.1.3 серийный номер (serial number): Номер контейнера, состоящий из шести арабских цифр. Если количество цифр серийного номера не равно шести, то перед этими цифрами вместо недостающих цифр ставят нули так, чтобы общее количество цифр серийного номера было равно шести. (Например, если используются цифры 1234, то серийный номер должен быть 001234).
3.1.4 контрольное число (check digit): Число, являющееся средством контроля достоверности кода владельца и серийного номера (см. приложение А). Контрольное число имеет отношение только к коду владельца, идентификатору категории оборудования и серийному номеру контейнера.
3.2 идентификационные знаки (identification marks): Маркировка в соответствии с системой идентификации по 3.1, включающая код владельца, идентификатор категории оборудования, серийный номер и контрольное число, основная для грузовых контейнеров и дополнительная для оборудования согласно 3.1.2. Характеристики знаков маркировки (размер, форма, расположение и т.д.) должны соответствовать требованиям раздела 6.
Тип и габаритные размеры контейнера должны быть обозначены при помощи кодов, наносимых на контейнер. На грузовых контейнерах, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51876, ГОСТ Р 50697, ГОСТ Р 52076, [2], [3] в части грузоподъемности и прочности при штабелировании, должны быть нанесены коды размера и типа в соответствии с 4.2.1 и 4.2.2.
Требования, приведенные в 4.2.1 и 4.2.2, являются основными при маркировке контейнеров, соответствующих требованиям стандартов, приведенных в разделе 2 и приложении Н.
Коды размера и типа, указываемые на контейнере, наносят совместно, т.е. они не подлежат дроблению на составляющие части.
Коды размера и типа проставляют на контейнере в соответствии с разделом 6.
4.2.1 Код размера - два буквенно-цифровых символа.
Размер контейнера (т.е. внешние габариты) обозначают двумя символами:
- первый - цифровой или буквенный символ, обозначает длину;
- второй - цифровой или буквенный символ, обозначает ширину и высоту.
Оба символа определяют в соответствии с приложением D.
4.2.2 Код типа - два символа.
Тип и основные характеристики контейнера обозначают следующими двумя символами:
- первый - буквенный символ, обозначает тип контейнера;
- второй - цифровой символ, обозначает основные характеристики данного типа контейнера.
Данные символы определяют в соответствии с приложением Е.
Примечание - В случае, когда обозначение основных характеристик является дополнительным (при передаче (обмене) кодов размера и типа контейнера), можно использовать обозначение "группового кода типа" в соответствии с приложением Е.
Знаки маркировки, о которых идет речь в настоящем разделе, не соответствуют какому-либо определенному коду, который можно использовать при передаче данных или для каких-либо других целей. Они предназначены исключительно для маркировки грузовых контейнеров с целью сообщения определенной информации или визуального предупреждения.