7.13. Интенсивность аэродинамической силы , вызывающей поперечные колебания призматической конструкции типа галопирования, определяется ее лобовым сопротивлением и поперечной силой (рис.9). Составляющая интенсивности силы в направлении движения
, (37)
где
; ,
и - скорость и относительная скорость ветра; - скорость поперечных колебаний конструкции; - ширина ее наветренной грани; - плотность воздуха; коэффициент
. (38)
Здесь и - коэффициенты лобового сопротивления и поперечной силы конструкции.
Рис.9. Составляющие аэродинамической силы
1 - поперечная сила; 2 - лобовое сопротивление; - составляющая в направлении движения
7.14. Зависимость коэффициента поперечной силы от угла атаки допускается приближенно аппроксимировать степенным рядом вида
, (39)
где - -ый коэффициент разложения. Число учитываемых членов ряда зависит от формы поперечного сечения конструкции. Для призмы квадратного сечения 1, 3, 5, 7. Если функция асимметрична, то используются и четные показатели степени.
7.15. Для квазистационарной модели явления галопирования (приведенная скорость ветра 10) критическая скорость ветра, соответствующая началу колебаний, определяется по формуле
, (40)
где - коэффициент диссипации энергии колебаний конструкции; - ее первая собственная круговая частота; - масса единицы длины конструкции
- первый коэффициент разложения в степенной ряд
, (41)
где - коэффициент, учитывающий изменение средней скорости по высоте конструкции; - ее первая собственная форма колебаний.
Значения коэффициента для четырех собственных форм колебаний конструкций и двух значений показателя степени приведены в табл.13, п.6, прил.2.
Расчет конструкций, для которых квазистационарная модель не может быть использована, должен проводиться на основе данных испытаний моделей в аэродинамической трубе.
7.16. Если критическая скорость ветра больше, чем скорость в данном географическом районе с вероятностью превышения один раз в пять лет, то расчет конструкции на аэродинамические силы, возникающие при галопировании, может не производиться.