3.1. В состав работ по содержанию мостовых сооружений включаются:
- надзор, состоящий из определенной системы наблюдения, с целью своевременного обнаружения повреждений и дефектов, снижающих транспортно-эксплуатационные качества сооружения, или предупреждения возможности возникновения этого явления;
- уход - комплекс организационных и технических мероприятий по сбору и удалению с мостового сооружения вредных веществ и посторонних предметов для предотвращения образования дефектов и повреждений, обеспечивающий надлежащее состояние сооружению и его внешнему виду;
- профилактика - предупредительные меры для поддержания мостового сооружения в исправном и работоспособном состоянии, обеспечивающие устранение небольших дефектов на стадии, когда они не являются опасными для сооружения (грузоподъемности, безопасности движения и долговечности) и требуют для их устранения минимальных затрат (износ элементов сооружения не превышает 10%);
- планово-предупредительный ремонт (ППР) обеспечивает устранение дефектов на ранней стадии износа элементов сооружения (до ~25%) при относительно малых денежных затратах и предупреждает снижение грузоподъемности, безопасности движения и долговечности сооружения.
3.2. Перечень основных работ по содержанию сооружений представлен в приложении 3 "Классификация работ по содержанию мостовых сооружений".
Эта "Классификация" базируется на делении мостового сооружения на четыре его основные части (мостовое полотно, пролетное строение, опоры и подмостовое пространство, включая регуляционные сооружения), каждая из которых также подразделяется на отдельные элементы, увязанные с существующим Банком данных по мостовым сооружениям.
3.3. Надзор включает: постоянный надзор, текущие, периодические и специальные осмотры (обследования), диагностику и, при необходимости, испытания сооружения (табл.1). Все эти работы проводят согласно [3, 7 и 8] или другим документам, их заменяющим.
Таблица 1
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСМОТРОВ
N п/п | Должность лица или организации, проводящие осмотр | Сооружения, конструктивные элементы | Периодичность и время осмотров | Среднее коли- чество осмот- ров в год | Примечания | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Постоянный надзор | |||||
Мостовой мастер | Все виды сооружений | Осмотр один раз в 10 дней | 36 | Делается запись в книге иск. соор. о проделанной работе | ||
Мостовой мастер | Железобетонные пролетные строения, мостовое полотно, опоры, конусы, регуляционные сооружения, подмостовая зона | Текущий осмотр в том числе: | 2 | Результаты осмотра заносят в книгу иск. соор., где отмечают: - образование дефектов новых или их нет; - развитие старых дефектов или отсутствие развития; - предложения по их устранению или мероприятия по дальнейшему виду надзора и др. | ||
весной после паводка | 1 | |||||
осенью перед ледоставом | 1 | |||||
Металлические, сталежелезобетонные пролетные строения | Всего в том числе: | 16 | ||||
не реже одного раза в полугодие (весной и осенью) | 2 | |||||
в зимний период - один раз в месяц | 5 | |||||
Сварные конструкции пролетных строений | при среднесуточной температуре ниже минус 20 °С | 9 | Определено по | |||
2 | Периодический осмотр | |||||
Начальник или главный инженер эксплуатирующей организации совместно с мостовым мастером | Мостовые сооружения в целом | Всего в том числе: | 1,2 | Записи в книгу иск. соор. с указанием об условиях эксплуатации сооружения, видах ремонта и сроках их выполнения | ||
после прохода паводковых вод | 1 | |||||
после выполнения значительных по объему ремонтных работ аварийная ситуация или чрезвычайные обстоятельства | 0,2 | |||||
3 | Диагностика | |||||
Отдел мостовых сооружений Заказчика или специализи- рованные организации | Мостовые сооружения в целом | Периодически один раз в пять лет | 0,2 | Работы проводят в режиме маршрутного осмотра сооружений | ||
4 | Специальный осмотр (обследование) | |||||
Специализи- рованные организации | Мостовые сооружения в целом | Не реже одного раза в 10 лет, в зависимости от технического состояния сооружения | 0,1 | 1. Мосты длиной до 100 м могут осматриваться комиссией, образованной Дирекцией автодороги | ||
Мостовые сооружения в целом | Внеплановые до и после пропуска СНН, после ремонта или чрезвычайной ситуации | По факту | 2. Осмотры малых и средних мостов целесообразно осуществлять в порядке сплошного их обследования (диагностики) | |||
Сооружения, конструктивные элементы: | 3. Записи в книге иск. соор. должны включать краткие выводы по результатам обследования, дату работы и исполнителя | |||||
- в аварийном состоянии | В кратчайшие сроки | По факту | ||||
- в неудовлетворительном состоянии или предпроектная необходимость | Ежегодно до начала ремонта | 1,0 |
3.4. Работы по уходу за сооружениями отнесены к группе так называемых нормативных работ, т.е. работ, которые выполняют на всех сооружениях постоянно в течение года (сезона). Работы нормативного содержания направлены прежде всего на поддержание сооружения в чистоте, обеспечение безопасности движения и являются обязательными независимо от типа и состояния сооружения и выполняются регулярно в соответствии с установленной периодичностью. Нормативные работы оплачиваются по соответствующим нормативам, установленным Росавтодором. Однозначно определенный уровень требований позволяет в любое время оценить качество выполнения нормативных работ по содержанию мостовых сооружений.
Периодичность работ по уходу за мостовыми сооружениями определяется действительными условиями эксплуатации и состоянием элементов конструкций и может колебаться от ежедневных работ до еженедельных и реже. Средние значения периодичности этих работ учитываются при определении денежных нормативов на содержание мостовых сооружений.
Работы по очистке элементов сооружений в летний и осенний периоды проводят с учетом местных условий с апреля по октябрь.
Периодичность работ по уборке снега, борьбе с зимней скользкостью на мостах и подходах следует принимать с учетом климатологических данных (количество и интенсивность твердых и смешанных осадков, количество дней с гололедом и т.д.) из условия максимальной толщины слоя рыхлого снега на проезжей части не более 10 мм (см. табл.6 "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог" ВСН 24-88) и [5].
В среднем денежные затраты на нормативные работы по содержанию составляют 0,8-1,0% от стоимости нового строительства сооружения.
3.5. Работы, выходящие за рамки нормативного содержания и выполняемые при возникновении необходимости в них, являются сверхнормативными (дополнительными) работами по содержанию мостового сооружения. Условно эти работы делятся на профилактику и ППР.
Работы, отнесенные к профилактике, выполняются в течение всего срока службы сооружения с периодичностью 1-5 лет. Наиболее характерные из них даны в табл.2.
Таблица 2
Средний годовой норматив и периодичность проведения профилактических работ
N | Виды работ | Периодичность проведения работ | Норматив на год |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Ямочный ремонт покрытия проезжей части | 1,0 | 0,05 |
2 | Устранение волн и наплывов на проезжей части | 1,0 | 0,044 |
3 | Локальный ремонт гидроизоляции | По мере накопления дефекта | 0,01 |
4 | Заделка трещин битумным вяжущим в покрытии моста | 1,0 | 0,1 |
5 | Восстановление слоя износа покрытия проезжей части | 1,0 | 0,33 |
6 | Зачеканка щелей между тротуарными блоками | 5,0 | 0,2 |
7 | Восстановление покрытия на тротуарах | По мере накопления дефекта | 0,1 |
8 | Окраска перил | 1,0 | 0,5 |
9 | Окраска ограждения проезжей части | 1,0 | 0,5 |
10 | Нарезка штраб вдоль тротуара с заполнением мастикой | 5,0 | 0,4 |
11 | Замена мастики в деформационных швах (с удалением старой) | 5,0 | 0,2 |
12 | Заделка раковин и сколов, восстановление защитного слоя тротуарных блоков | 1,0 | 0,02 |
13 | Восстановление поверхности парапетов | 1,0 | 0,04 |
14 | Выправка и частичная замена металлического барьерного ограждения | По мере накопления дефекта | 0,05 |
15 | Профилактические работы на системе освещения | 1,0 | Определяется индивидуально для каждого сооружения |
16 | Ремонт или частичная замена | По мере нахождения дефекта | 0,05 |
Железобетонные пролетные строения | |||
1 | Заделка раковин, трещин и сколов | По мере накопления дефекта | 0,002 всех балок по развертке |
2 | Инъектирование трещин | По мере накопления дефекта | 0,001 всех балок по развертке |
3 | Окраска пролетных строений краской за 2 раза (по фасаду) или | 5,0 | 0,2 |
Гидрофобизация поверхности железобетонных пролетных строений | 5,0 | 0,2 всех балок по развертке | |
Сталежелезобетонные пролетные строения | |||
1 | Локальная окраска стальных пролетных строений (в зоне деформационных швов и нижнего пояса) | ||
2 | Очистка, окраска металлоконструкций в два слоя | 10,0 | 0,1 веса металла |
3 | Замена отдельных дефектных заклепок на высокопрочные болты | 10,0 | Определяется индивидуально для каждого сооружения |
Опоры | |||
1 | Восстановление сливов опор | 5,0 | 0,2 |
2 | Заделка раковин и сколов полимерцементным раствором | 1,0 | 0,01 |
3 | Герметизация трещин с разделкой их на клин | По мере накопления дефекта | 0,01 |
4 | Инъектирование трещин | По мере накопления дефекта | 0,01333 |
5 | Расшивка швов облицовки | По мере накопления дефекта | 0,0168 |
6 | Окраска поверхностей опор путепроводов | 10,0 | 0,1 |
7 | Восстановление футляров подвижных опорных частей | 5,0 | 0,2 |
8 | Гидрофобизация ригелей опор | 5,0 | 0,2 |
Регуляционные сооружения, лестничные сходы | |||
1 | Восстановление упора укрепления конусов | 10,0 | 0,03 |
2 | Восстановление укрепления откосов конусов бетоном на слое щебня толщиной 10 см | 10,0 | 0,03 |
3 | Досыпка грунта (локальная) с уплотнением грунта трамбовкой | 10,0 | 0,03 |
4 | Восстановление ступеней лестничных сходов | 5,0 | 0,2 |
5 | Восстановление перильного ограждения лестничных сходов | 5,0 | 0,2 |
Подходы | |||
1 | Ямочный ремонт покрытия | 1,0 | 0,05 |
2 | Устранение волн и наплывов на проезжей части | 1,0 | 0,044 |
3 | Заделка трещин битумным вяжущим в покрытии проезжей части | 1,0 | 0,1 |
4 | Восстановление слоя износа покрытия проезжей части | 3,0 | 0,33 |
5 | Устранение мелких дефектов на обочинах подсыпкой щебня | 1,0 | 0,1 |
6 | Засыпка поврежденных мест на откосах земляного полотна с уплотнением грунта трамбовкой | 1,0 | 0,02 |
7 | Выправка и частичная замена металлического барьерного ограждения | По мере накопления дефекта | 0,05 |
8 | Окраска барьерного ограждения | 1,0 | 0,5 |
9 | Укрепление откосов засевом трав | 1,0 | 0,02 |
Примечание.