Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах

3. Классификация работ по содержанию мостовых сооружений

3.1. В состав работ по содержанию мостовых сооружений включаются:

- надзор, состоящий из определенной системы наблюдения, с целью своевременного обнаружения повреждений и дефектов, снижающих транспортно-эксплуатационные качества сооружения, или предупреждения возможности возникновения этого явления;

- уход - комплекс организационных и технических мероприятий по сбору и удалению с мостового сооружения вредных веществ и посторонних предметов для предотвращения образования дефектов и повреждений, обеспечивающий надлежащее состояние сооружению и его внешнему виду;

- профилактика - предупредительные меры для поддержания мостового сооружения в исправном и работоспособном состоянии, обеспечивающие устранение небольших дефектов на стадии, когда они не являются опасными для сооружения (грузоподъемности, безопасности движения и долговечности) и требуют для их устранения минимальных затрат (износ элементов сооружения не превышает 10%);

- планово-предупредительный ремонт (ППР) обеспечивает устранение дефектов на ранней стадии износа элементов сооружения (до ~25%) при относительно малых денежных затратах и предупреждает снижение грузоподъемности, безопасности движения и долговечности сооружения.

3.2. Перечень основных работ по содержанию сооружений представлен в приложении 3 "Классификация работ по содержанию мостовых сооружений".

Эта "Классификация" базируется на делении мостового сооружения на четыре его основные части (мостовое полотно, пролетное строение, опоры и подмостовое пространство, включая регуляционные сооружения), каждая из которых также подразделяется на отдельные элементы, увязанные с существующим Банком данных по мостовым сооружениям.

3.3. Надзор включает: постоянный надзор, текущие, периодические и специальные осмотры (обследования), диагностику и, при необходимости, испытания сооружения (табл.1). Все эти работы проводят согласно [3, 7 и 8] или другим документам, их заменяющим.

Таблица 1

     
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСМОТРОВ

N п/п



Должность лица или организации, проводящие осмотр

Сооружения, конструктивные элементы

Периодичность и время осмотров

Среднее коли- чество осмот- ров в год

Примечания

1

2

3

4

5

6

1

Постоянный надзор

Мостовой мастер

Все виды сооружений

Осмотр один раз в 10 дней

36

Делается запись в книге иск. соор. о проделанной работе

Мостовой мастер

Железобетонные пролетные строения, мостовое полотно, опоры, конусы, регуляционные сооружения, подмостовая зона

Текущий осмотр

в том числе:

2

Результаты осмотра заносят в книгу иск. соор., где отмечают:

- образование дефектов новых или их нет;

- развитие старых дефектов или отсутствие развития;

- предложения по их устранению или мероприятия по дальнейшему виду надзора и др.

весной после паводка

1

осенью перед ледоставом

1

Металлические, сталежелезобетонные пролетные строения

Всего

в том числе:

16

не реже одного раза в полугодие (весной и осенью)

2

в зимний период - один раз в месяц

5

Сварные конструкции пролетных строений

при среднесуточной температуре ниже минус 20 °С

9

Определено по
ГОСТ 16350-80

2

Периодический осмотр

Начальник или главный инженер эксплуатирующей организации совместно с мостовым мастером

Мостовые сооружения в целом

Всего

в том числе:

1,2

Записи в книгу иск. соор. с указанием об условиях эксплуатации сооружения, видах ремонта и сроках их выполнения

после прохода паводковых вод

1

после выполнения значительных по объему ремонтных работ аварийная ситуация или чрезвычайные обстоятельства

0,2

3

Диагностика

Отдел мостовых сооружений Заказчика или специализи- рованные организации

Мостовые сооружения в целом

Периодически один раз в пять лет

0,2

Работы проводят в режиме маршрутного осмотра сооружений

4

Специальный осмотр (обследование)

Специализи- рованные организации

Мостовые сооружения в целом

Не реже одного раза в 10 лет, в зависимости от технического состояния сооружения

0,1

1. Мосты длиной до 100 м могут осматриваться комиссией, образованной Дирекцией автодороги

Мостовые сооружения в целом

Внеплановые до и после пропуска СНН, после ремонта или чрезвычайной ситуации

По факту

2. Осмотры малых и средних мостов целесообразно осуществлять в порядке сплошного их обследования (диагностики)

Сооружения, конструктивные элементы:

3. Записи в книге иск. соор. должны включать краткие выводы по результатам обследования, дату работы и исполнителя

- в аварийном состоянии

В кратчайшие сроки

По факту

- в неудовлетворительном состоянии или предпроектная необходимость

Ежегодно до начала ремонта

1,0



3.4. Работы по уходу за сооружениями отнесены к группе так называемых нормативных работ, т.е. работ, которые выполняют на всех сооружениях постоянно в течение года (сезона). Работы нормативного содержания направлены прежде всего на поддержание сооружения в чистоте, обеспечение безопасности движения и являются обязательными независимо от типа и состояния сооружения и выполняются регулярно в соответствии с установленной периодичностью. Нормативные работы оплачиваются по соответствующим нормативам, установленным Росавтодором. Однозначно определенный уровень требований позволяет в любое время оценить качество выполнения нормативных работ по содержанию мостовых сооружений.

Периодичность работ по уходу за мостовыми сооружениями определяется действительными условиями эксплуатации и состоянием элементов конструкций и может колебаться от ежедневных работ до еженедельных и реже. Средние значения периодичности этих работ учитываются при определении денежных нормативов на содержание мостовых сооружений.

Работы по очистке элементов сооружений в летний и осенний периоды проводят с учетом местных условий с апреля по октябрь.

Периодичность работ по уборке снега, борьбе с зимней скользкостью на мостах и подходах следует принимать с учетом климатологических данных (количество и интенсивность твердых и смешанных осадков, количество дней с гололедом и т.д.) из условия максимальной толщины слоя рыхлого снега на проезжей части не более 10 мм (см. табл.6 "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог" ВСН 24-88) и [5].

В среднем денежные затраты на нормативные работы по содержанию составляют 0,8-1,0% от стоимости нового строительства сооружения.

3.5. Работы, выходящие за рамки нормативного содержания и выполняемые при возникновении необходимости в них, являются сверхнормативными (дополнительными) работами по содержанию мостового сооружения. Условно эти работы делятся на профилактику и ППР.

Работы, отнесенные к профилактике, выполняются в течение всего срока службы сооружения с периодичностью 1-5 лет. Наиболее характерные из них даны в табл.2.

Таблица 2

     
Средний годовой норматив и периодичность проведения профилактических работ

N
п/п

Виды работ


Периодичность проведения работ
в годах

Норматив на год


1

2

3

4

1

Ямочный ремонт покрытия проезжей части

1,0

0,05

2

Устранение волн и наплывов на проезжей части

1,0

0,044

3

Локальный ремонт гидроизоляции

По мере накопления дефекта

0,01

4

Заделка трещин битумным вяжущим в покрытии моста

1,0

0,1

5

Восстановление слоя износа покрытия проезжей части

1,0

0,33

6

Зачеканка щелей между тротуарными блоками

5,0

0,2

7

Восстановление покрытия на тротуарах

По мере накопления дефекта

0,1

8

Окраска перил

1,0

0,5

9

Окраска ограждения проезжей части

1,0

0,5

10

Нарезка штраб вдоль тротуара с заполнением мастикой

5,0

0,4

11

Замена мастики в деформационных швах (с удалением старой)

5,0

0,2

12

Заделка раковин и сколов, восстановление защитного слоя тротуарных блоков

1,0

0,02

13

Восстановление поверхности парапетов

1,0

0,04

14

Выправка и частичная замена металлического барьерного ограждения

По мере накопления дефекта

0,05

15

Профилактические работы на системе освещения

1,0

Определяется индивидуально для каждого сооружения

16

Ремонт или частичная замена

По мере нахождения дефекта

0,05

Железобетонные пролетные строения

1

Заделка раковин, трещин и сколов

По мере накопления дефекта

0,002 всех балок по развертке

2

Инъектирование трещин

По мере накопления дефекта

0,001 всех балок по развертке

3

Окраска пролетных строений краской за 2 раза (по фасаду)

или

5,0

0,2

Гидрофобизация поверхности железобетонных пролетных строений

5,0

0,2 всех балок по развертке

Сталежелезобетонные пролетные строения

1

Локальная окраска стальных пролетных строений (в зоне деформационных швов и нижнего пояса)

2

Очистка, окраска металлоконструкций в два слоя

10,0

0,1 веса металла

3

Замена отдельных дефектных заклепок на высокопрочные болты

10,0

Определяется индивидуально для каждого сооружения

Опоры

1

Восстановление сливов опор

5,0

0,2

2

Заделка раковин и сколов полимерцементным раствором

1,0

0,01

3

Герметизация трещин с разделкой их на клин

По мере накопления дефекта

0,01

4

Инъектирование трещин

По мере накопления дефекта

0,01333

5

Расшивка швов облицовки

По мере накопления дефекта

0,0168

6

Окраска поверхностей опор путепроводов

10,0

0,1

7

Восстановление футляров подвижных опорных частей

5,0

0,2

8

Гидрофобизация ригелей опор

5,0

0,2

Регуляционные сооружения, лестничные сходы

1

Восстановление упора укрепления конусов

10,0

0,03

2

Восстановление укрепления откосов конусов бетоном на слое щебня толщиной 10 см

10,0

0,03

3

Досыпка грунта (локальная) с уплотнением грунта трамбовкой

10,0

0,03

4

Восстановление ступеней лестничных сходов

5,0

0,2

5

Восстановление перильного ограждения лестничных сходов

5,0

0,2

Подходы

1

Ямочный ремонт покрытия

1,0

0,05

2

Устранение волн и наплывов на проезжей части

1,0

0,044

3

Заделка трещин битумным вяжущим в покрытии проезжей части

1,0

0,1

4

Восстановление слоя износа покрытия проезжей части

3,0

0,33

5

Устранение мелких дефектов на обочинах подсыпкой щебня

1,0

0,1

6

Засыпка поврежденных мест на откосах земляного полотна с уплотнением грунта трамбовкой

1,0

0,02

7

Выправка и частичная замена металлического барьерного ограждения

По мере накопления дефекта

0,05

8

Окраска барьерного ограждения

1,0

0,5

9

Укрепление откосов засевом трав

1,0

0,02


Примечание.