Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах

4. Общие требования к качеству содержания мостовых сооружений

4.1. Качество содержания должно удовлетворять требованиям, изложенным ниже. Уровень нормативных требований к качеству содержания мостовых сооружений приведен в приложении 4.

4.2. На мостовом полотне проезжая часть и тротуары должны быть очищены от грязи и с них должны быть убраны посторонние предметы. В зимний период проезжая часть и тротуары должны быть очищены от снега и льда.

Подрядные организации, выполняющие работы по содержанию мостов, должны поддерживать чистоту тротуаров и проезжей части на ширине 1 м вдоль тротуаров (ограждений) в случаях механизированной уборки проезжей части дорожными организациями.

При отсутствии механизированной очистки дорожными службами уборку проезжей части на всей ширине осуществляют мостовые службы. Тротуары мостовых сооружений, находящихся в населенных пунктах или на участках с интенсивным пешеходным движением, в зимнее время должны быть посыпаны сухим песком или шлаком. Применение хлористых солей для борьбы с гололедом или гололедицей на мостах не допускается.

Проломы, щели и сколы бетона в тротуарных плитах не допускаются. По тротуарам должен быть обеспечен беспрепятственный проход пешеходов.

Перила, колесоотбойный брус и ограждения безопасности должны иметь достаточную высоту, отвечающую требованиям норм, быть окрашены, чистыми, находиться в исправном состоянии. Окраске подлежат все видимые металлические поверхности, непрокрасы не допускаются. Оцинкованные конструкции не окрашивают. На колесоотбойном брусе должна быть нанесена вертикальная разметка или установлены световозвращающие катафоты.

Трещины в покрытии должны быть расчищены и пролиты битумной мастикой. Неровность покрытия не должна превышать 5 мм (просвет под метровой рейкой), сколы и выбоины на покрытии, а также излишняя толщина покрытия не допускаются.

Водоотводные трубки, окна (отверстия) в парапетах и лотки должны быть очищены летом от наносов, грязи и промыты, а зимой от снега и льда (при оттепелях).

В зоне сопряжения мостового сооружения с насыпью должна быть обеспечена плавность проезда транспортных средств без толчков и безопасность входа пешеходов на тротуары. Просадки и размывы обочин на подходах в сопряжениях с мостом не допускаются.

Деформационные швы должны быть водонепроницаемы, очищены и укомплектованы, детали конструкции швов закреплены. Наличие локальных разрушений покрытия (наплывы и неровности) вдоль швов, выкрашивание мастики не допускаются.

4.3. Пролетные строения должны быть очищены от грязи и растительности. На 20% обслуживаемых мостов фасадные поверхности железобетонных балок пролетных строений и тротуарных блоков ежегодно должны быть обработаны гидрофобизирующими составами. Сколы, раковины, трещины должны быть заделаны составами на основе полимербетона или полимерраствора, металлические детали и балки должны быть окрашены стойкими красками (с очисткой металла от ржавчины) или полимерными составами. Протечки по фасаду элементов и под тротуарами должны быть устранены путем восстановления изоляции и устройства козырьков или слезников по фасаду плиты проезжей части.

Главные несущие элементы (балки, арки и т.д.) и их связи должны быть исправны.

На нижней части фасадных балок пролетных строений и опор путепроводов над автомобильными дорогами должна быть нанесена вертикальная разметка или установлены соответствующие дорожные знаки. Перед путепроводами с подмостовым габаритом ниже требований СНиП 2.03.05-84* на пересекаемой автодороге должны быть установлены "габаритные" ворота на расстоянии не менее 20 м с двух сторон путепровода.

Металлические балки и фермы должны быть окрашены с предварительным удалением ржавчины. Заклепки должны быть без дефектов (ослабления заклепок, среза и смятия головок); трещины и разрывы решетки составных элементов не допускаются; высокопрочные болты должны иметь натяжение на расчетную величину.

Деревянные конструкции должны быть очищены от грибкового налета на древесине и антисептированы в зонах возможного переменного увлажнения свай, болтовые соединения должны быть подтянуты, устранены щели и зазоры в элементах, стыках и врубках, где возможно скопление влаги путем заполнения их антисептическими пастами; металлические детали окрашены битумным лаком или красками. Настил на проезжей части должен быть закреплен, не должен иметь изношенных досок и коротких вставок; загнившие элементы на перильных ограждениях, тротуарах, элементах проезжей части и др. должны быть своевременно заменены.

4.4. Насадки опор очищены от грязи, мусора, посторонних предметов, должны иметь сливы для сброса воды. Опорные части очищены от грязи и смазаны, металлические опорные части окрашены. На 20% обслуживаемых мостов поверхности опор ежегодно должны быть обработаны гидрофобизирующими составами. Сколы, раковины, трещины в теле опор должны быть заделаны составами на основе полимербетона и полимерраствора. На опорах путепроводов над автомобильными дорогами нанесена вертикальная разметка или установлены соответствующие дорожные знаки.

Облицовка массивных опор (кладка) должна быть исправна, а швы между блоками расшиты.

4.5. Русло, подмостовая зона, подходы должны быть очищены от мусора, наносов, кустарник и деревья вырублены, порубочные остатки удалены из подмостовой зоны, трава окошена. Размывы конусов, разрушения откосов, регуляционных сооружений должны быть ликвидированы, конуса береговых опор укреплены. В период ледохода, в случае необходимости, должны быть проведены мероприятия, препятствующие скоплению льда у сооружения.

Знаки перед автодорожными мостами должны быть установлены в соответствии с паспортами мостов и требованиями действующих ГОСТов. Знаки и стойки знаков не должны иметь дефектов, должны быть очищены, стойки должны иметь вертикальное положение, знаки должны быть легко читаемы; стойки, в случае необходимости, покрашены; бермы знаков должны быть окошены, очищены от мусора и иметь проектные очертания.

4.6. При надзоре за мостовыми сооружениями необходимо регулярно проводить текущие, периодические и специальные осмотры (обследования), а также диагностику сооружений. Все виды работ по надзору должны проводиться в установленные сроки, а результаты их оформляться в книге мостового сооружения надлежащим образом (см. табл.1).

С целью своевременного выявления возникающих дефектов в сооружениях должен проводиться постоянный надзор (раз в 10 дней), выполняемый мостовым мастером путем внешнего осмотра сооружения.

Текущие осмотры проводятся два раза в год на всех постоянных мостовых сооружениях и четыре раза - на деревянных. Весной осматривают сооружения после прохода паводковых вод и ледохода, а осенью - перед ледоставом. На деревянных мостах осмотры проводят также в промежутке между этими периодами.

Все такие осмотры должен проводить мостовой мастер с целью определения общего состояния всех видимых частей и элементов сооружения и выявления в них дефектов, для принятия мер к их устранению (в необходимых случаях применяя инструментальные измерения).

На мостах с металлическими и сталежелезобетонными пролетными строениями, выполненных с применением сварки металлических элементов, в зимний период при понижении температуры до отрицательных значений проводят раз в месяц дополнительный осмотр этих конструкций (главным образом, металл и места сварки), а при температуре ниже минус 20 °С - еще чаще (при более низкой температуре - ежедневно). Проверяют общее состояние металла на предмет появления трещин в нем, а также положение катковых опорных частей, не допуская их угона до критического положения.

Периодические осмотры проводят главные инженеры Подрядчика весной, после паводка и ледохода, а также внеплановый осмотр при аварийных ситуациях на мостах, после завершения ремонтов на сооружениях и в других случаях, когда решается вопрос о необходимости принятия срочных мер на сооружении и определении вида и объема на нем работ. Периодический весенний осмотр следует совмещать с текущим весенним осмотром.

Все обнаруженные дефекты должны быть занесены в ведомости дефектов, служащие основанием для включения в план проведения сверхнормативных работ по устранению дефектов.

Один раз в пять лет необходимо проводить диагностику сооружения с целью составления, а затем корректировки, паспорта на сооружения согласно действующей инструкции по диагностике мостов [10].

К работе могут привлекаться специалисты-мостовики из отдела Заказчика или другие, имеющие опыт работы по обследованию мостов и лицензию.