Статус документа
Статус документа

РД 31.6.07-2002 Инструкция по техническому обслуживанию средств навигационного оборудования морских подходных каналов и акваторий портов

4.17 Постановка ППЗ

4.17.1 Особенности постановки (съемки) ППЗ определяются их типоразмерами, типоразмером обслуживающего судна и составом его оборудования, профессионализмом личного состава, гидрометеорологическими условиями в районе постановки, характером ограждаемой опасности и т.п.

4.17.2 Место постановки ППЗ, как правило, предварительно обозначают буйком. Длина буйрепа не должна превышать глубины места постановки более чем на 0,3-0,5 м. Координаты обозначенного места постановки сверяют с заданными.

Если ППЗ выставляются на канале (фарватере), то на бровке выставляют дополнительный буек, обозначающий место сбрасывания якоря.

Положение бровки уточняют с помощью замера наметкой глубины канала (фарватера).

4.17.3 На искусственно углубленных участках (канал, акватория) с плотными грунтами и крутыми откосами, якоря плавучих знаков укладывают по нижней бровке в сторону оси канала. На каналах с мягким грунтом и пологими откосами якоря укладывают на расстоянии, равном радиусу циркуляции знака от нижней бровки в сторону оси канала.

4.17.4 До подхода к месту постановки на судне необходимо подготовить знак и якорное устройство к сбрасыванию:

- буй (веха) и якорь должны быть освобождены от крепления к судну;

- якорная цепь должна быть присоединена скобой к концевой смычке (при ее наличии) или якорному рыму ППЗ;

- судовой стрелой знак опускают на воду (при транспортировке ППЗ на палубе), вытравливая цепь до тех пор, пока буй (веха) не будет стоять вертикально;

- оставшуюся часть цепи, идущую от знака, следует прикрепить к борту, чтобы она не вытравливалась.

Всю свободную часть якорной цепи раскладывают зигзагообразно по палубе в районе грузового устройства.

Знак удерживают у борта судна за подъемный (швартовый рым) растительным или стальным тросом.

Якорь помещают на край широкой доски, которую необходимо уложить поперек судна так, чтобы она немного выходила за борт. Другой край доски крепят за шкентель стрелы. Шкентель наматывают на барабан лебедки и выбирают слабину. По завершении этих работ плавучий знак считается подготовленным к постановке.

Вместо доски возможно использовать специальную сбросовую площадку, которой оборудовано судно.

4.17.5 Судно самым малым ходом должно подойти с подветренной стороны к месту постановки знака. Перед отдачей якоря необходимо застопорить машину и двигаться по инерции. Когда судно подойдет к буйку, подается команда: "Товсь!". По этой команде все, находясь на своих местах, принимают положение готовности к действию, соблюдая меры безопасности: рабочее место на судне должно быть свободно от посторонних предметов; обслуживающий персонал, сбрасывающий якорь, должен находиться на палубе судна на безопасном расстоянии от доски (сбросовой площадки); запрещается стоять между якорной цепью, разложенной на палубе, и бортом судна, а также наматывать на руку трос, удерживающий знак у борта судна. Когда якорь, лежащий на доске (сбросовой площадки) или подвешенный на глаголь-гаке, окажется над местом постановки (против буйка), подается команда: "Отдать якорь!". По этой команде с помощью грузового устройства быстро поднимают край доски или отдают глаголь-гак, и якорь уходит за борт под воду. Одновременно с отдачей якоря необходимо отдать концы, удерживающие цепь и знак, машине дают передний ход, и руль перекладывают на борт, с которого поставлен знак. Во избежание навала судна на знак необходимо отпорными шестами отвести знак за корму судна.

4.17.6 Если при постановке плавучих знаков действует ветер, волнение или течение, затрудняющие точный выход на точку, плавучий знак необходимо ставить с судна, поставленного на якорь.