Статус документа
Статус документа

РД 31.6.07-2002 Инструкция по техническому обслуживанию средств навигационного оборудования морских подходных каналов и акваторий портов

     
3.1 Навигационные створы

3.1.1 Морской навигационный створ - это система нескольких знаков, огней (иногда маяков), расположенных на местности в соответствующем порядке и образующих линию положения, называемую осью створа.

Навигационные створы предназначены для обеспечения судоходства в заданном направлении, проводки судов по прямолинейным участкам каналов, фарватеров, в узкостях среди навигационных опасностей.

3.1.2 Различают створы: линейные, прицельные и щелевые. В морских портах и на отдельных подходных каналах используются, как правило, линейные навигационные створы.

3.1.3 Линейный навигационный створ состоит из двух (иногда трех) знаков, огней, расположенных на определенном расстоянии друг от друга на одной линии, проходящие через их оси симметрии и являющиеся осью створа (канала, отдельного колена канала).

3.1.4 Для обеспечения судоходства в заданном направлении кроме линейных створов используются секторные огни (с узким безопасным сектором), лазерные, лучевые и телевизионные створы.

3.1.4.1 Секторный створ является частным случаем применения секторного огня с узким ведущим сектором или равносигнальной зоной.

3.1.4.2 Лазерный створ основан на принципе формирования световой створной зоны с помощью одного или нескольких лазерных излучателей.

3.1.4.3 Лучевой створ образуется с помощью луча прожектора, направленного вдоль оси фарватера (канала, судового хода) под небольшим углом к горизонту.

Принцип использования лучевого створа основан на способности глаза человека обнаруживать, при сходе с оси створа, отклонение луча от вертикали. Лучевые створы встречаются крайне редко.

3.1.4.4 Телевизионный створ основан на принципе приема на судне его телевизионного изображения и визирной линии, совпадающей с осью канала (фарватера, судового хода). Телевизионная камера устанавливается на берегу на продолжении оси канала (фарватера, судового хода).

3.1.5 Инструкция предусматривает правила эксплуатации и техническое обслуживание знаков:

- с башней колонной высотой 7, 9 и 11 м (рисунок 1);

- с башней решетчатой конструкции высотой 12, 15, 18, 21, 27 и 36 м (рисунок 2);

- специальных переносных высотой 7 и 11 м (рисунок 3);

- специальных передвижных высотой 5, 8 и 10 м (рисунок 4).


1 - грузоподъемное устройство; 2 - ПРЛО; 3 - топовая фигура; 4 - площадки;
5 - светооптический аппарат; 6 - электрическое оборудование; 7 - башня;
8 - трапы; 9 - щит; 10 - помещение для оборудования; 11 - заземление;
12 - световая дорожка; 13 - леерные ограждения

Рисунок 1 - Створные знаки с башней колонной высотой 7, 9, 11 м


1 - грузоподъемное устройство; 2 - ПРЛО; 3 - светооптический аппарат;
4 - электрическое оборудование; 5 - фонарная будка; 6 - башня; 7 - щит;
8 - трапы; 9 - площадка; 10 - шкаф для оборудования; 11 - заземление;
12 - световая дорожка; 13 - леерное ограждение

Рисунок 2 - Створные знаки с решетчатой башней


1 - площадка для установки светооптического аппарата; 2 - башня;
3 - створный щит;  4 - трапы; 5 - шкаф для электрического оборудования

Рисунок 3 - Специальные (переносные из алюминиевых сплавов) знаки


1 - башня;

2 - основание знака; 3 - маячный светооптический аппарат; 4 - световая дорожка;
5 - щит; 6 - ПРЛО; 7 - электрическое оборудование; 8 - шкаф для электрического оборудования;
9 - молниезащита; 10 - держатель; 11 - противовес; 12 - ось; 13 - заземление

Рисунок 4 - Знаки створные передвижные высотой 5, 8 и 10 м