ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СЛУЖЕБНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ
N 2206-80
УТВЕРЖДЕНЫ заместителем министра МЗ СССР Бургасовым 26.09.80, секретарем ВЦСПС Бирюковой 16.09.80, заместителем министра МВД Елисовым 2.08.80
ВВЕДЕНИЕ
Многолетний отечественный и зарубежный опыт использования источников ионизирующих излучений в различных сферах их применения показывает, что соблюдение администрацией и персоналом требований и норм санитарного законодательства при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений надежно предотвращают возникновение случаев переоблучения персонала и загрязнения радиоактивными веществами окружающей среды.
Однако несмотря на действие строгого санитарного законодательства, отмечаются отдельные случаи грубого нарушения санитарных требований, предъявляемых к использованию ионизирующих излучений, что может привести к радиационных авариям и, как следствие этого, загрязнению производственной и окружающей среды, а в части случаев к возникновению лучевых поражений.
Радиационные аварии, как правило, ликвидируются силами и средствами учреждений, в которых они возникли.
Настоящие инструктивно-методические указания устанавливают порядок служебного расследования и ликвидации радиационных аварий. Они предназначены для учреждений и организаций (кроме атомных электростанций) хранящих, транспортирующих и использующих в своей работе источники ионизирующих излучений, а также служб, осуществляющих надзор за их работой.
1.1. Радиационные аварии - это происшествия, при которых потерян контроль над источником ионизирующего излучения, что привело или может привести к облучению людей (персонала или отдельных лиц из населения) или радиоактивному загрязнению окружающей среды выше величин, установленных санитарными нормативами.
К ним относятся:
- сознательное использование или хранение источников ионизирующих излучений с нарушением санитарного законодательства или правил техники безопасности, создающее возможность облучения персонала или отдельных лиц из населения;
- потеря или хищение радиоактивных веществ или радиационных установок;
- оставление источников ионизирующих излучений в скважинах и при применении радиоизотопных методов исследования;
- радиоактивное загрязнение окружающей среды, производственных и жилых помещений, оборудования выше величин, установленных санитарными нормативами;
- облучение людей в дозах выше величин, установленных санитарными нормативами.
1.2. Во всех случаях установления факта радиационной аварии администрация учреждения обязана немедленно поставить в известность:
- вышестоящую организацию или ведомство;
- территориальные органы санитарно-эпидемиологической службы (санитарно-эпидемиологическую станцию);
- местные органы внутренних дел;
- техническую инспекцию профсоюзов (в случае облучения персонала).
1.3. Об аварии должно быть сообщено территориальным советским и партийный органам.
1.4. Ответственность за последствия аварии и ее ликвидацию несет администрация учреждения, на котором произошла авария.
1.5. Служебное расследование и ликвидация аварии проводятся администрацией учреждения под контролем территориальных органов санитарно-эпидемиологической службы и внутренних дел, специалисты которых оказывают методическую, а при необходимости и практическую помощь.
1.6. Прекращение служебного расследования и проведение работы по ликвидации аварии могут быть осуществлены только с согласия территориальных органов санэпидслужбы и внутренних дел и документально оформлены.
1.7. Лица, виновные в возникновении аварии, в зависимости от последствий аварии, привлекаются к административной, уголовной или иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
1.8. При предположении, что доза общего внешнего облучения превышает 25 бэр, а локального 400 бэр, пострадавший должен быть направлен на медицинское обследование.
1.9. Специалистам санитарно-эпидемиологической службы, органам внутренних дел и технической инспекции профсоюзов, прибывшим для расследования аварии, должна быть представлена следующая основная документация:
- физико-техническая документация радиационной техники (радионуклида, источника ионизирующих излучений);
- режим работы радиационной техники и время нахождения пострадавших в зоне действия излучения (положение пострадавшего по отношению к источнику излучения);
- санитарный паспорт объекта или разрешение на проведение работ с источниками излучений, выданное санитарно-эпидемиологической службой;
- акты санитарного обследования объекта (с протоколами дозиметрического контроля за последние 2 года);
- приходно-расходный журнал источников ионизирующих излучений;
- приказы администрации учреждения о допуске персонала к работе с источниками ионизирующих излучений;
- должностные инструкции лиц, работающих с источниками ионизирующих излучений;
- журнал регистрации о прохождении инструктажа о мерах безопасности при работе с источниками ионизирующих излучений;
- инструкция по предупреждению и ликвидации аварий.
1.10. Санитарно-эпидемиологические станции должны информировать о радиационной аварии Министерство здравоохранения СССР, Минздравы союзных республик в соответствии с приказом Минздрава СССР N 1183 от 6 декабря 1978 года "О внеочередных донесениях, представляемых Минздраву СССР".
Подробный отчет о радиационной аварии составляется согласно прилагаемой схеме (приложение 1).
Источники ионизирующих излучений, применяемые в народном хозяйстве, по наиболее вероятному воздействию на персонал, отдельных лиц из населения и окружающую среду могут быть разделены на три группы:
- источники излучений, при аварии которых происходит внешнее облучение;
- источники излучений, при аварии с которыми происходит радиоактивное загрязнение окружающей среды и существует потенциальная опасность внутреннего облучения персонала и отдельных лиц из населения;
- источники излучений, при аварии с которыми можно комбинированное облучение (внешнее или внутреннее).
Таблица 1
Основные типы работ с источниками ионизирующих излучений в народном хозяйстве и характер возможного облучения при авариях
Вид работ с источниками ионизирующих излучений | Возможность воздействия ионизирующего излучения | |||
внешнее | внутреннее | комбинированное | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Эксплуатация закрытых источников излучений и различной радиационной техники | |||
Эксплуатация рентгеновских аппаратов, установок рентгено-структурного анализа | + | - | - | |
Эксплуатация радиоизотопных приборов | + | + | + | |
Эксплуатация скважинных снарядов с радионуклидами | + | + | + | |
Применение закрытых источников для лучевой терапии | + | - | - | |
Использование переносных гамма дефектоскопических аппаратов | + | + | - | |
Эксплуатация мощной радиационной техники промышленного и медицинского назначения (ускорители, гамма установки) | + | - | - | |
2. | Работа с радиоактивными веществами в открытом виде | |||
Радиоизотопная диагностика | - | + | - | |
Лучевая терапия с помощью открытых препаратов | + | + | + | |
Лаборатории, работающие с РВ по III классу работ | - | + | - | |
Лаборатории, работавшие с РВ по I и II классу работ | + | + | - |
2.1. РАДИАЦИОННЫЕ АВАРИИ ПО ИХ ПОСЛЕДСТВИЯМ РАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 5 ГРУПП:
1 группа - аварии, которые не приводят к облучению персонала или отдельных лиц из населения (выше ПДД и ПД) или загрязнению производственной и окружающей среды, но создающие реальную опасность переоблучения или загрязнения и требующих расследования причин их возникновения.
2 группа - аварии, в результате которых произошло внешнее облучение персонала и отдельных лиц из населения (свыше ПДД и ПД);
3 группа - аварии, при которых произошло загрязнение производственной или окружающей среды (выше ПДУ и 0,1 ПДУ, соответственно);
4 группа - аварии, в результате которых произошло внешнее и внутреннее облучение персонала и отдельных лиц из населения (выше значений, предусмотренных п.3.11 НРБ-76*).
________________
* На территории Российской Федерации действуют "Нормы радиационной безопасности" (НРБ-99) (СП 2.6.1.758-99). - Примечание "КОДЕКС".
5 группа - аварии, в результате которых произошло внешнее и внутреннее облучение персонала, отдельных лиц из населения и загрязнение окружающей среды (см. группу 3 и 4 настоящей классификации).
Характер и особенности проводимых мероприятий зависят от группы и масштабов происшедшей аварии, в то же время некоторые принципы проведения их расследования и ликвидации являются общими.
3.1. При установлении факта аварии лицами, ответственными за радиационную безопасность учреждения, принимаются экстренные меры, предусмотренные инструкцией по ликвидации аварии на объекте (согласно ОСП-72/80*).
_________________
* На территории Российской Федерации действуют "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) (СП 2.6.1.799-99). - Примечание "КОДЕКС".
3.2. Руководитель объекта издает приказ о расследовании и ликвидации аварии.
В приказе должны быть определены:
- состав комиссии (председатель, который должен занимать должность не ниже Главного инженера или заместителя руководителя объекта);
- разработка плана мероприятий по ликвидации аварии;
- общие мероприятия по выделению необходимого количества персонала, оборудования, транспорта и т.д.;
Согласование плана расследования и ликвидации аварии с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы и внутренних дел (при необходимости и с технической инспекцией профсоюзов).
3.3. При аварии срочно должны быть приняты меры по прекращению работ и запрещению доступа людей в аварийную зону.
3.4. Расследование аварии различных групп:
3.4.1. I группа:
3.4.1.а. Согласно приказу руководителя объекта (см. раздел 3.2) комиссия проводит расследование и на основании полученных данных устанавливает причины возникновения аварий;
- разрабатывает план мероприятий по ликвидации причин аварии и представляет его на утверждение руководителя объекта.
3.4.1.б. Руководитель объекта на основании заключения комиссии утверждает план по устранению причин возникновения аварий, а также принимает административные меры к лицам, виновным в возникновении аварии.
3.4.2. 2-5 группы:
3.4.2.а. Согласно приказу руководителя объекта комиссия проводит расследование и по результатам выясняет последствия аварий и причину их возникновения.
3.4.2.б. В ходе расследования комиссия должна установить:
- физико-технические характеристики источника ионизирующих излучений;
- особенности технологического процесса в связи с использованием ионизирующего излучения;