10.1.1. Игрушку в ходе испытаний следует приводить в действие в соответствии с предусмотренным назначением. При этом необходимо, чтобы достигался наибольший уровень звука в точках расположения микрофонов.
- Игрушки, которые издают звуки за счет встряхивания, следует перемещать ритмическими движениями с амплитудой ±15 см и частотой три встряхивания в секунду.
- Игрушку-трещотку следует держать за имеющуюся у нее ручку или, в отсутствии таковой, за ту часть, которая образует самый длинный рычаг между рукой и звукопроизводящей частью, и сделать 10 резких, имитирующих удар, качаний вниз с достаточно большими интервалами между качаниями.
- Игрушку-пищалку следует брать обеими руками за предназначенные для удержания участки, а при отсутствии таковых - за те участки, где обеспечивается максимальная громкость звучания. Извлечение звука повторить 10 раз в медленном темпе, обеспечивающем возвращение в исходное состояние игрушки и затухание реверберации. Воздушное отверстие игрушки должно быть направлено на микрофон.
- Околоушная игрушка или игрушка, которую держат в руке, при испытании должна удерживаться на вытянутой руке.
- Устойчивые настольные и напольные игрушки устанавливают на отражающей поверхности (на столе или на полу).
- Настольные и напольные игрушки, имеющие автономный привод, размещают на отражающей поверхности так, чтобы они могли функционировать на полную мощность, но при этом не перемещались по поверхности.
- Игрушки, которые тянут и толкают, должны быть установлены на отражающей поверхности и закреплены направляющими приспособлениями так, чтобы они могли двигаться с переменной скоростью вдоль прямой линии, проходящей мимо микрофонов (испытание "проходя мимо"). Трение между отражающей поверхностью и колесами должно быть достаточным, чтобы не вызывать пробуксовывания последних. Игрушки следует перемещать со скоростью 2 м/с, создавая максимальный уровень звука.
- Заводные игрушки с ручной заводкой ставят на отражающую поверхность с полностью заведенной пружиной.
- Игрушку, стреляющую с использованием ударных капсюлей (пистонов), следует испытывать, применяя рекомендованные изготовителем пистоны.
Перед проведением измерений должны быть обеспечены нормальные режимы функционирования игрушки:
- если игрушка имеет определенный цикл функционирования, измеряют усредненный по времени в течение не менее одного цикла уровень звука (эквивалентный постоянный уровень). Интервалы молчания более 15 с не учитывают;
- если игрушка производит непрерывный шум, определяют усредненное по времени значение уровня звука (эквивалентного постоянного значения) для каждого микрофона. Продолжительность отрезка времени, по которому проводится усреднение, должна быть не менее 15 с и включать звучание с максимальной громкостью.
10.1.2. Уровень звука, издаваемого игрушками (за исключением игрушек, издающих импульсный шум продолжительностью менее 3 с, и игрушек, предназначенных для игры на открытом воздухе) измеряют шумомером не ниже 2-го класса точности, включенным на шкалу А. Измерение проводят на характеристике "медленно" по ГОСТ 17187-81 "Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний". Микрофон шумомера должен быть предназначен для измерений в диффузном поле.
Измерение проводят в трех точках на расстоянии от игрушки 0,5 м на высоте от пола 0,5; 0,8 и 1,2 м в помещении площадью не менее 20 м с высотой потолка не более 2,75 м по ГОСТ 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".
За результат испытания принимают наибольшее значение уровня звука.
Полученные уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука должны соответствовать требованиям, установленным в МСанПиН 001-96 "Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях" (прилож.6).
Уровень звука, издаваемого игрушками, предназначенными для игры на открытом воздухе, измеряют шумомером не ниже 2-го класса точности, включенным на шкалу А по ГОСТ 17187-81, на открытом воздухе на расстоянии 0,5 м от игрушки. Микрофон шумомера должен быть предназначен для измерений в свободном звуковом поле.
Влияние помех не учитывают, если уровень общего шума, включающий в себя шум игрушки и звуковые помехи, превышает уровень звуковых помех на 10 дБ и более. Если это превышение менее 10 дБ, то для учета звуковых помех необходимо из уровня общего шума вычесть 1 дБ при превышении уровня звуковых помех от 9 до 6 дБ; 2 дБ - при превышении уровня звуковых помех от 5 до 4 дБ (ГОСТ 25779-90).
Если превышение уровня звуковых помех менее 4 дБ или уровень звуковых помех сильно колеблется, то измерение уровня шума не проводят (ГОСТ 25779-90).
Полученные уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука не должны превышать требования, установленные в МСанПиН 001-96 (прилож.6).
Для игрушек, издающих импульсный шум продолжительностью менее 3 с в качестве игрового момента, измерения проводят на одном уровне с игрушкой на расстоянии от нее 0,25 м шумомером, имеющим характеристику "Импульс". Измерение проводят в течение не менее 20 импульсов, каждый раз фиксируя максимальное значение уровня звука (ГОСТ 25779-90).
За результат испытания принимают наибольшее значение из максимальных значений уровня звука игрушки, издающей импульсный шум, которое должно быть не более 95 дБа, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек".