ТСН 23-324-2005* Республики Коми
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕПЛОЗАЩИТА ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
ENERGY CONSERVATION THERMAL PERFORMANCE
OF RESIDENTIAL AND PUBLIC BUILDINGS
Дата введения 2006-02-01*
__________________________________
* В соответствии с письмом Минархстроя Республики Коми
от 19.04.2006 N 03-16-17/640 дата введения
установлена с 20.04.2006. - Примечание "КОДЕКС".
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ: НИИ строительной физики (НИИСФ), г.Москва (Матросовым Ю.А. - научный рук., Бутовским И.Н., Климовой Г.К.); Главным управлением строительства и инвестиций Минархстройэнерго Республики Коми, г.Сыктывкар (Меркуль И.Е.), Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми, г.Сыктывкар (Градиль И.Г.); Центром энергетической эффективности (ЦЭНЭФ), г.Москва (Матросовым Ю.А.); Обществом по защите природных ресурсов (Гольдштейном Д.Б).
В основу нормативного документа положены московские городские нормы ТСН 23-304-99 г.Москвы (МГСН 2.01-99), территориальные строительные нормы Саратовской области ТСН 23-305-99-СО, территориальные строительные нормы Московской области ТСН-308-2000 МО (ТСН НТП-99), работы НИИСФ, ЦЭНЭФ и Общества по защите природных ресурсов.
Территориальные строительные нормы (ТСН) по энергосберегающей теплозащите жилых и общественных зданий с изменениями и дополнениями разработаны по заданию Минархстроя Республики Коми в соответствии с законом "Об энергосбережении", принятым Государственным Советом Республики Коми 25 июня 1997 года, и с требованиями нового СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" и нового СП 23-101-2004 "Проектирование тепловой защиты зданий".
При разработке ТСН учтены положения Закона Российской Федерации "Об энергосбережении" N 28-ФЗ от 3.04.96 г., постановления Правительства РФ N 1087 от 2.11.95 г. "О неотложных мерах по энергосбережению", Указа Президента РФ N 472 от 7.05.95 г. "Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года" и Федеральной целевой программы "Энергосбережение России", принятой постановлением Правительства РФ N 80 от 24.01.98 г., и в соответствии с требованиями федеральных нормативных документов: СНиП 23-01*, СНиП 31-01, СНиП 2.08.02, СНиП 41-01, СНиП 41-02 и ГОСТ 30494, и обеспечивают снижение уровня энергопотребления на отопление зданий не менее чем на 20%.
Требования настоящего нормативного документа преследует цель проектирования жилых зданий и зданий общественного назначения с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов.
Нормативы в настоящем документе установлены из условий энергосбережения СНиП 23-02, учитывают особенности базы стройиндустрии Республики Коми, местной промышленности стройматериалов, систем теплоснабжения и типологии проектных решений для массового жилищно-гражданского строительства. В нормах заложена принципиальная возможность поэтапного повышения уровня тепловой защиты зданий в будущем, в том числе, с учетом возможностей республиканской строительной индустрии и рационального (эффективного) использования выпускаемой продукции.
При разработке настоящих норм использованы московские городские нормы ТСН 23-304-99 г.Москвы (МГСН 2.01-99), территориальные строительные нормы Саратовской области ТСН 23-305-99-СО, территориальные строительные нормы Московской области ТСН-308-2000 МО (ТСН НТП-99) и типовые строительные нормы по теплозащите зданий для регионов РФ "Энергетическая эффективность в зданиях", разработанные ЦЭНЭФ, НИИСФ и Обществом по защите природных ресурсов, а также СП 23-101-2004 и СНиП 31-02-2001.
1.1 Нормы должны соблюдаться на территории Республики Коми при проектировании новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых отапливаемых жилых зданий (многоквартирных и одноквартирных) и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, лечебных учреждений и поликлиник, учебных, зрелищных, учреждений торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административно-бытовых и спортивных), а также других зданий общественного назначения с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха.
1.2 Нормы обязательны для применения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, принадлежности и государственности, гражданами (физическими лицами), занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области проектирования и строительства на территории, обозначенной в 1.1, если иное не предусмотрено федеральным законом.
1.3 Нормы устанавливают обязательные минимальные требования по теплозащите зданий, исходя из требований по снижению их энергопотребления, соблюдения санитарно-гигиенических и требуемых комфортных условий.
При проектировании зданий рекомендуется применять более высокие требования в соответствии с классификацией зданий согласно разделу 6 по классу энергетической эффективности, устанавливаемые конкретным заказчиком и направленные на достижение более высокого энергосберегающего эффекта. В этом случае в соответствии с классом энергетической эффективности здания следует уменьшить нормативные значения, установленные в таблицах 4.5а и 4.5б.
1.4 Нормы не распространяются на:
- мобильные (передвижные) здания, временные здания и сооружения, которые находятся на одном месте не более двух отопительных сезонов;
- надувные оболочки, палатки и шатры;
- здания и сооружения, отапливаемые сезонно не более четырех месяцев в году;
- на малоэтажные традиционные рубленые деревянные дома со стенами из бревен или бруса при площади отапливаемых помещений не более 60 м;
- объекты, по которым проектная документация разработана, утверждена и строительство начато до момента ввода в действие настоящих норм.
На объекты, по которым на момент ввода в действие настоящих норм утверждена проектно-сметная документация, решение о выполнении требований данных норм следует принимать в Минархстрое Республики Коми.
Возможность применения настоящих норм для зданий, имеющих архитектурно-историческое значение, определяется на основании согласования с органами государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры Республики Коми в каждом конкретном случае.
2.1 Правовая основа разработки настоящих норм для Республики Коми как субъекта Российской Федерации предусмотрена статьей 7 "Градостроительного кодекса Российской Федерации".
2.2 Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в данном документе, приведен в приложении А.
Термины и их определения, применяемые в настоящем нормативном документе, приведены в приложении Б.
4.1.1 Настоящие нормы предназначены для обеспечения основного требования - рационального использования энергетических ресурсов путем выбора соответствующего уровня теплозащиты здания с учетом эффективности систем обеспечения микроклиматом (отопления и вентиляции) и теплоснабжения, и рассматривая здание и указанные системы как единое целое.
4.1.2 Выбор теплозащитных свойств здания следует осуществлять по одному из двух альтернативных подходов:
- когда теплозащитные свойства определяются по нормируемому значению удельного энергопотребления здания в целом;
- когда нормативные требования предъявляются к отдельным элементам теплозащиты здания.
Выбор подхода разрешается осуществлять заказчику и проектной организации.
4.1.3 При выборе первого подхода, поименованного в 4.1.2, теплозащитные свойства наружных ограждающих конструкций следует определять согласно подразделу 4.3 настоящих норм.
4.1.4 При выборе второго подхода, поименованного в 4.1.2, теплозащитные свойства наружных ограждающих конструкций следует определять согласно подразделу 4.4 настоящих норм.
4.1.5 Выбор окончательного проектного решения при использовании одного из двух подходов, поименованных в 4.1.2, следует выполнять на основе сравнения вариантов с различными конструктивными, объемно-планировочными и инженерными решениями по наименьшему значению удельной потребности тепловой энергии на отопление здания, определяемой согласно подразделу 4.5 настоящих норм.
4.1.6 При разработке проекта здания следует составлять согласно СНиП 23-02 и разделу 7 данного ТСН энергетический паспорт здания, характеризующий уровень его теплозащиты и энергетическое качество и доказывающий соответствие проекта здания настоящим нормам.
4.2.1 Среднюю температуру наружного воздуха за отопительный период , °С, и расчетную температуру наружного воздуха в холодный период года , °С, принимаемую равной средней температуре наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92, следует принимать согласно СНиП 23-01 и в соответствии с таблицей 4.1 настоящих норм.
Таблица 4.1 - Расчетные температуры наружного воздуха в холодный период года и средней за отопительный период
Климатическая зона | Районы, населенные пункты | Расчетные температуры наружного воздуха, °С | |||
Наиболее холодной пятидневки | средней за отопительный период для зданий | ||||
| Жилых, общеобразовательных учреждений и др., кроме перечисленных в графе 5 | Поликлиник и лечебных учреждений, домов-интернатов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I зона | Койгородский | ||||
Кажым | -34 | -5,8 | -4,8 | ||
Койгородок | -34 | -5,8 | -4,8 | ||
Прилузский | |||||
Объячево | -34 | -5,3 | -4,2 | ||
Сысольский | |||||
Визинга | -35 | -5,7 | -4,7 | ||
Пустошь | -35 | -5,7 | -4,7 | ||
II зона | Княжпогостский (южнее д.Весляна) | ||||
Весляна | -39 | -6,6 | -5,4 | ||
Емва | -38 | -6,3 | -5,2 | ||
Корткеросский | |||||
Корткерос | -36 | -5,8 | -4,7 | ||
Лопыдино | -35 | -6,2 | -5,0 | ||
Лунь | -37 | -6,5 | -5,4 | ||
Сыктывдинский | |||||
Выльгорт | -36 | -5,8 | -4,9 | ||
Город Сыктывкар с подчиненной ему территорией | |||||
Сыктывкар | -36 | -5,8 | -4,9 | ||
Удорский (южнее д.Вендинга, с.Кослан) | |||||
Вендинга | -39 | -5,9 | -4,8 | ||
Кослан | -39 | -6,2 | -5,1 | ||
Усть-Вымский | |||||
Айкино | -37 | ||||
Усть-Вымь | -37 | -6,1 | -5,0 | ||
Усть-Куломский | |||||
Усть-Кулом | -38 | -6,7 | -5,6 | ||
III зона | Город Вуктыл с подчиненной ему территорией (южнее г.Вуктыл) | ||||
Вуктыл | -43 | -7,8 | -6,8 | ||
Дутово | -42 | -7,8 | -6,8 | ||
Княжпогостский (севернее д.Весляна) | |||||
Мещура | -39 | -6,9 | -5,8 | ||
Город Сосногорск с подчиненной ему территорией | |||||
Ираель | -40 | -7,6 | -6,5 | ||
Сосногорск | -39 | -6,4 | -5,4 | ||
Троицко-Печорский | |||||
Троицко-Печорск | -41 | -6,9 | -5,9 | ||
Усть-Унья | -40 | -7,1 | -6,0 | ||
Якша | -40 | -7,3 | -6,2 | ||
Удорский (севернее д.Вендинга, с.Кослан) | |||||
Мелентьево | -39 | -6,5 | -5,4 | ||
Город Ухта с подчиненной ему территорией | |||||
Месью | -39 | -7,0 | -5,9 | ||
Ухта | -39 | -6,4 | -5,4 | ||
IV зона | Город Вуктыл с подчиненной ему территорией (севернее г.Вуктыл) | ||||
Верхний Щугор | -45 | -8,5 | -7,1 | ||
Усть-Щугор | -45 | -7,9 | -6,8 | ||
Ижемский | |||||
Ижма | -42 | -7,4 | -6,4 | ||
Город Печора с подчиненной ему территорией | |||||
Печора | -43 | -7,9 | -6,8 | ||
Усть-Цилемский | |||||
Левкинская | -40 | -6,8 | -5,7 | ||
Окунев Нос | -40 | -7,3 | -6,1 | ||
Усть-Цильма | -39 | -6,6 | -5,6 | ||
V зона | Город Инта с подчиненной ему территорией | ||||
Адзьвавом | -42 | -8,7 | -7,5 | ||
Инта | -43 | -7,1 | -8,3 | ||
Кожым | -43 | -8,3 | -7,1 | ||
Петрунь | -43 | -8,6 | -7,4 | ||
Город Усинск с подчиненной ему территорией | |||||
Усинск | -41 | -7,6 | -6,5 | ||
Усть-Уса | -41 | -7,6 | -6,5 | ||
VI зона | Город Воркута с подчиненной ему территорией | ||||
Воркута | -41 | -9,1 | -7,8 | ||
Елецкая | -41 | -9,8 | -8,5 | ||
Сивая Маска | -41 | -9,5 | -8,2 |