Статус документа
Статус документа

ВСН 011-67/МЭиЭ СССР Инструкция по организации и работе построечных лабораторий бетона и строительных материалов

4. Контроль состояния бетонной смеси во время ее транспортирования к месту укладки

162. Транспортирование бетонной смеси к месту укладки должно осуществляться таким образом, чтобы было обеспечено минимальное изменение подвижности смеси и минимальное нарушение ее однородности. Для этой цели необходимо подвергать систематической проверке:

а) соответствие фактического времени нахождения смеси в пути наибольшему установленному времени;

б) качество бетонной смеси (сохранение подвижности и однородности) во время транспортирования и после сбрасывания с транспортных средств в бетонируемый блок;

в) температуру бетонной смеси в конце пути.

Кроме того, необходимо систематически контролировать исправность и чистоту всех транспортных устройств перед их загрузкой бетонной смесью, а также исправность дорог, по которым транспортируется бетонная смесь.

163. Наибольший допустимый промежуток времени от момента выгрузки бетонной смеси из бетономешалки до начала укладки устанавливается лабораторией с учетом вида цемента, качества материалов, состояния погоды и температуры бетонной смеси в начале пути. Это время не должно превышать норм, установленных действующими ведомственными техническими правилами на производство бетонных гидротехнических работ МЭиЭ СССР.

Примечания: 1. В тех случаях, когда для транспортирования смеси затрачивается время, превышающее установленное, или условия транспортирования вызывают расслаивание смеси, необходимо разработать и осуществить специальные мероприятия, сокращающие время транспортирования или предотвращающие расслаивание.

2. В случае применения ССБ или другой поверхностно-активной добавки наименьший промежуток времени от момента выгрузки бетонной смеси из бетономешалки до ее укладки может быть увеличен после проведения в лаборатории опытов по определению времени загустевания бетонной смеси с добавкой и без добавки.


При установлении времени перерывов рекомендуется руководствоваться данными табл.14.

Таблица 14

     
Допустимая продолжительность перекрытия слоев

Температура бетонной смеси, °С

Предельно допустимый возраст бетонной смеси к началу ее укладки

Предельно допустимая продолжительность укладки слоя

5-10

1 ч 30 мин

3 ч

10-15

1 ч 15 мин

2 ч 30 мин

15-20

45 мин

2 ч 15 мин


Примечания: 1. В таблице приведены сведения: а) для бетонных смесей, приготовляемых с ССБ в количестве 0,2% от веса цемента; б) для бетонных смесей, приготовляемых на цементах, начало схватывания которых не менее 1 ч 30 мин.

2. При других цементах и других добавках и их количествах продолжительности укладки слоя должны назначаться по данным лаборатории.

164. Отбор проб бетонной смеси для контроля ее качества при транспортировании производится согласно указаниям ГОСТ 4799-57 "Бетон гидротехнический. Методы испытаний бетонной смеси".

165. Для определения степени сохранения подвижности и однородности бетонной смеси указанные свойства контролируются в начале и в конце пути. Подвижность смеси определяется по величине осадки конуса, а степень однородности - визуально, по внешнему виду смеси и по размыву.

Проверка подвижности и однородности производится не реже 2 раз в смену, а также каждый раз при переходе на другой вид материалов, другой состав смеси и при резком изменении погоды.

166. Температура бетонной смеси определяется в конце пути 1 раз в дневную смену. При транспортировании смеси бетононасосом температура смеси (по выходе из трубопровода) определяется не менее 2 раз в дневную смену (в наиболее жаркие часы) и не менее 1 раза в остальные смены.

Примечание. Контроль температуры в зимнее время производится согласно указаниям, приведенным ниже в данной главе Инструкции.

167. Если в результате контрольных операций установлено, что при транспортировании бетонной смеси происходит уменьшение подвижности в размерах больших, чем было установлено лабораторией строительства (п.156, б), или наблюдается нарушение однородности смеси, то необходимо немедленно принять меры для устранения указанных явлений (изменение состава бетона, сокращение времени транспортирования, улучшение состояния дорог, изменение режима работы съемно-разгрузочных устройств или замена их другими, защита бетонной смеси от высыхания или увлажнения в пути и т.д.).

168. Результаты контрольных операций по проверке качества бетонной смеси при транспортировании должны заноситься в специальный журнал.