Статус документа
Статус документа

Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами. ЦЭ-518

4. ЗАЩИТА ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ,
ВЫЗЫВАЕМОЙ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ

4.1. Для обеспечения надежной бесперебойной работы вновь строящиеся, реконструируемые и эксплуатируемые железнодорожные подземные сооружения в условиях электрифицированных участков постоянного тока должны быть надежно защищены от коррозии блуждающими токами.

4.2. Защита подземных сооружений от коррозии должна производиться в соответствии с проектом (см. Приложение к настоящей Инструкции "Порядок проектирования защиты железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами".)

4.3. Защита подземных сооружений обеспечивается выполнением комплекса мероприятий по ограничению блуждающих токов в земле (глава 3) и применением пассивных и активных средств защиты на самих сооружениях, изложенных в настоящем разделе.

Пассивными средствами достигается уменьшение попадания блуждающих токов в подземные сооружения и снижение потенциалов последних по отношению к окружающей среде. Активными (электрическими) средствами защиты создается катодная поляризация подземных сооружений в необходимых пределах защиты потенциалов (глава 2).

Применение пассивных средств защиты должно быть преимущественным и первоочередным по отношению к активным средствам; последние следует осуществлять, когда возможности пассивных средств реализованы полностью.

4.4. Пассивная защита подземных сооружений.

4.4.1. К средствам пассивной защиты подземных сооружений относятся:

рациональный выбор трассы прокладки;

изолирующие покрытия;

изолирующие канализации;

электрическая изоляция от сооружений и конструкций, имеющих металлическую связь с рельсами;

продольное электрическое секционирование;

заземление подземного сооружения.

4.4.2. Стальные трубопроводы, прокладываемые непосредственно в земле в зонах действия блуждающих токов, должны иметь, как правило, усиленное или весьма усиленное противокоррозионное покрытие независимо от коррозионной активности грунта, выполняемое по ГОСТ 9.602-89.

4.4.3. Кабели, прокладываемые в зонах действия блуждающих токов, должны иметь преимущественно двойное полимерное покрытие (поверх металлической оболочки и поверх брони). Предпочтение должно отдаваться кабелям с покрытием шлангового типа. Кабели следует применять со стальной бронелентой поверх шланга. Кабели с одношланговыми покрытиями поверх металлической оболочки (без брони) применять на электрифицированных участках постоянного тока не рекомендуется. Допускается их применение при гарантированном обеспечении сохранности шлангового изолирующего покрова в процессе прокладки и последующей эксплуатации на всем протяжении трассы кабеля.

4.4.4. Кабели в неметаллических полимерных оболочках (с броней и без брони, но без металлической оболочки) применяют на электрифицированных участках без ограничений по коррозии блуждающими токами.

4.4.5. Кабели силовые, связи и сигнализации с голыми свинцовыми оболочками прокладываются в изолирующих трубах, блоках, каналах, тоннелях и коллекторах. При этом должны быть приняты меры по отводу грунтовых и ливневых вод. Прокладка кабелей с голыми свинцовыми оболочками непосредственно в грунте не допускается.

4.4.6. При выборе трасс прокладки трубопровода и кабелей, идущих вдоль железнодорожных линий, следует отдавать предпочтение вариантам с более удаленной прокладкой их от рельсов электрифицированных путей.

4.4.7. При прокладке железнодорожных трубопроводов и кабелей на станциях расстояние по прямой между ближайшей нитью рельсов и трубопроводом или кабелей в междупутьях должно быть не менее 1,6 м, а при прокладке с полевой стороны пути - не менее 2 м.

Расстояние в междупутьях может быть уменьшено до 1 м при условии применения усиленных изолирующих покрытий, изолирующей канализации (асбоцементные трубы, полимерные ленты, компаундная или равноценная ей обмазка).

Прокладка магистральных кабелей в теле земляного полотна на перегонах допускается в исключительных случаях (горные участки, стесненные габариты и т.п.) по специальному разрешению и техническим требованиям МПС России.

4.4.8. Разбивка трасс подземных металлических сооружений должна производиться таким образом, чтобы число пересечений с электрифицированными путями было наименьшим.

На пересечениях трубопроводы и кабели по условиям защиты от коррозии должны укладываться на глубину не менее 1,5 м от подошвы рельса с соблюдением требований п.4.4.10; угол пересечения должен быть 75-90 град.

4.4.9. Не допускается прокладка трубопроводов и кабелей под стрелками и крестовинами (кроме трубопроводов и кабелей обдува и обогрева стрелок), а также в местах присоединения к рельсам отсасывающих линий.

Место пересечения должно находиться не ближе 10 м от указанных устройств.

4.4.10. Кабели силовые, связи, сигнализации, распределительные стальные трубопроводы при пересечении путей должны прокладываться в неметаллических трубах, блоках, каналах или тоннелях.

Магистральные трубопроводы, проходящие под железной дорогой, должны заключаться в защитную трубу (кожух, тоннель).

Расстояние в плане от края земляного полотна железной дороги до конца защитной трубы следует принимать, как правило, не менее 50 м. Торцы трубы уплотняются. Трубопровод покрывается усиленной или весьма усиленной изоляцией, выступающей на 3 м от конца трубы.

4.4.11. Броня и оболочка кабелей должны быть надежно изолированы с помощью специальных изолирующих втулок, прокладок, шайб, видимых разрывов от конструкций светофоров, релейных шкафов, прожекторных и осветительных мачт, пунктов параллельного соединения и постов секционирования, приводов разъединителей контактной сети, заземленных на тяговые рельсы наглухо или через какие-либо защитные устройства (искровые промежутки, диодные заземлители и т.п.).