3.1. Требования к устройствам тягового электроснабжения постоянного тока
3.1.1. Контактная сеть электрифицированных линий должна быть соединена с положительной (плюсовой) шиной, а рельсовые пути с отрицательной (минусовой) шиной тяговой подстанции.
3.1.2. В нормальном режиме работы электрифицированной линии контактная сеть перегонов (кроме консольных участков) должна иметь двухстороннее питание от тяговых подстанций при минимальных уравнительных токах между ними; среднесуточный расход электроэнергии подстанции при этом не должен превышать нормализованный более чем в 1,5 раза. Методика определения нормализованного расхода энергии между тяговыми подстанциями приведена в п.7.4.2.
3.1.3. Отрицательная шина тяговой подстанции не должна иметь глухого заземления. Данное требование не распространяется на заземление шины через цепи электрических дренажей и на временное заземление шины при коротких замыканиях в распредустройстве постоянного тока и ремонтно-ревизионных работах на отключенной подстанции.
3.1.4. Отрицательные питающие линии (отсос) от тяговой подстанции до рельсов должны иметь сопротивление изоляции не менее 0,5 МОм при испытательном напряжении 1000 В.
3.1.5. Отрицательные питающие линии подключаются к рельсам главных путей и должны иметь соединение со всеми электрифицированными путями с соблюдением требований обеспечения нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации, изложенных в главе 5.
В узловых условиях при сложной системе отсоса тяговых токов следует устраивать раздельные отрицательные питающие линии от тяговой подстанции к паркам, станциям, депо; при этом следует руководствоваться принципом минимизации сопротивления цепи отвода тяговых токов от них в рамках требований п.5.1.
3.1.6. Расчетная величина тока утечки с рельсов электрифицированных путей не должна превышать нормированного значения, определяемого в процентах от тяговой нагрузки подстанции по п.7.4.1. Методика проверки нормы допустимой утечки тягового тока приведена в п.7.4.2.
3.2. Требования к тяговой рельсовой сети и соединенным с нею конструкциям
3.2.1. От каждого участка рельсовой сети электрифицированных путей должен быть обеспечен отвод токов посредством соединения его со смежными участками пути, с рельсами параллельных путей через междупутные электрические соединители (перемычки) и т.п. Преимущественным является использование обеих рельсовых ниток пути для пропуска тяговых токов. В случае невозможности обеспечения второго выхода тока на смежные и параллельные пути от данного участка пути должны использоваться для пропуска тока обе рельсовые нити.
3.2.2. Расчетное продольное сопротивление рельсовой сети за счет сборных стыков не должно увеличиваться более чем на 20%.
3.2.3. Исходя из требований п.3.2.2, на всех электрифицированных путях сопротивление сборных неизолированных стыков не должно превышать: при длине рельсов 12,5 м - 3 м целого рельса, при длине рельсов 25 м - 6 м целого рельса. Это обеспечивается приварными гибкими медными электрическими соединителями площадью сечения не менее 70 мм. Поверхность контакта в месте приварки должна быть не менее 250 мм. Преимущественным должно быть применение бесстыкового пути.
Допускаются и другие способы конструктивного выполнения проводимости сборных рельсовых стыков при обеспечении нормы по сопротивлению стыка, его термической устойчивости при воздействии тяговых токов, эксплуатационной надежности и сроку службы.
3.2.4. Двухпутные и многопутные электрифицированные участки должны быть оборудованы таким наибольшим количеством междупутных электрических соединителей, которое допустимо по условиям нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации (п.5.1).
Места установки междупутных соединителей должны быть расположены ближе к участкам наибольшего потребления энергии поездами и систематического применения ими рекуперации энергии (места трогания поездов, затяжные подъемы, уклоны). Соединители изготавливают из двух медных проводов площадью сечения не менее 70 мм каждый (или других проводов эквивалентного сечения), прокладываемых изолированно от земляного полотна и балласта. Длина междупутного соединителя не должна превышать 100 м.
3.2.5. Соединители на электрифицированных путях, не оборудованных рельсовыми цепями автоблокировки или электрической централизацией, устанавливаются: междурельсовые - через каждые 300 м, междупутные - через каждые 600 м.
Соединители следует изготавливать в виде стального провода диаметром 12 мм или стальной полосы 40х4 мм с прокладкой изолированно от земляного полотна и балласта.
3.2.6. Конструкция верхнего строения пути (на главных путях) должна обеспечивать электрическое переходное сопротивление по отношению к земле (уровень изоляции) обоих ниток одного пути не менее 0,25 Ом·км, что соответствует сопротивлению между нитями 1 Ом·км. Это достигается выполнением требований пп.3.2.7-3.2.10.
3.2.7. Рельсы на главных путях должны быть уложены, как правило, на щебеночном или гравийном балласте. Допускается применение и других типов балласта при обеспечении общего нормируемого сопротивления пути в соответствии с п.3.2.6.
3.2.8. Шпалы деревянные, укладываемые в путь, должны быть пропитаны масляными антисептиками, не проводящими электрический ток.
3.2.9. Рельсы и рельсовые скрепления, металлически связанные с ними, на железобетонных шпалах, брусьях или подрельсовых основаниях должны быть изолированы от бетона, арматуры и закладных деталей шпал и подрельсовых оснований. Это должно обеспечиваться установкой специальных электроизолирующих конструктивных элементов (прокладок, втулок и т.п.).
3.2.10. Верхняя поверхность балластного слоя при железобетонных шпалах должна быть в одном уровне с верхней постелью средней части шпал. При деревянных шпалах поверхность балластного слоя должна быть ниже подошвы рельса на 30 мм.
3.2.11. Все неэлектрифицированные станционные пути должны быть отделены от электрифицированных путей в месте их примыкания к последним изолирующим стыкам, устанавливаемым в каждую рельсовую нить. Подъездные неэлектрифицированные пути тяговых подстанций, промышленных объектов, нефтебаз и складов с горючими, взрывчатыми веществами, пути соединительных линий железной дороги с метрополитеном отделяют от электрифицированных путей двумя изолирующими стыками в каждой рельсовой нити на таком расстоянии друг от друга, чтобы они не перекрывались одновременно подвижным составом, подаваемым на подъездной путь. При невозможности выполнения этого требования организация подачи состава должна быть оговорена технико-распорядительным актом станции.
3.2.12. Тупиковые упоры отделяют от электрифицированных путей одним изолирующим стыком в каждой рельсовой нити, устанавливаемым не далее 3,5 м от упора.
3.2.13. Допускается использовать неэлектрифицированные пути в качестве проводника тяговых, дренажных токов и токов отопления пассажирских поездов на станциях и перегонах при соблюдении требований, изложенных в пп.3.2.3 и 3.2.6. В случае использования неэлектрифицированных путей для отвода дренажного тока, мероприятия по приведению их в соответствие с пп.3.2.3 и 3.2.6 предусматриваются проектом защиты конкретного подземного сооружения.
3.2.14. Пути отстоя вагонов с электроотоплением должны удовлетворять требованиям пп.3.2.3 и 3.2.6 с обеспечением двухстороннего отвода токов отопления вагонов с пути отстоя непосредственно на рельсы главного электрифицированного пути.
3.2.15. Конструкция водоотводов в тоннелях должна обеспечивать отвод воды от элементов верхнего строения пути. Стекание на путь грунтовых вод не допускается.
3.2.16. Рельсы на металлических и железобетонных мостах должны быть уложены электрически изолированно от ферм моста, от бетона и арматуры железобетона, т.е. не иметь металлической связи с ними.
3.2.17. Рельсы электрифицированных путей на переездах в одном уровне не должны иметь соприкосновение с землей непосредственно или через металлические конструкции переезда. Конструкция переезда должна обеспечивать отвод воды от элементов пути.