Статус документа
Статус документа

Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами. ЦЭ-518

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция распространяется на следующие сооружения и устройства электрифицированных железных дорог постоянного тока:

железнодорожные подземные металлические сооружения: электрические силовые кабели, кабели связи, сигнализации, автоматики, телеуправления, стальные и чугунные трубопроводы, подземные стальные резервуары;

стальную арматуру подземных частей железобетонных фундаментов и опор контактной сети, фундаментов мостов, путепроводов, пассажирских и грузовых платформ, постов секционирования, пунктов параллельного соединения контактной сети, релейных шкафов, светофорных мачт и шпал;

рельсы и детали рельсовых скреплений в железнодорожных тоннелях;

устройства энергоснабжения электрифицированных участков постоянного тока в части требований по ограничению утечки тяговых токов.

1.2. Инструкция устанавливает порядок проектирования, осуществления и эксплуатации устройств защиты сооружений, упомянутых в п.1.1 настоящей Инструкции*, от электрокоррозии блуждающими токами, токами утечки и требования к устройствам энергоснабжения железных дорог постоянного тока как к источнику блуждающих токов в части ограничения утечки тягового тока.

________________

* Далее номера пунктов, таблиц, глав, рисунков относятся к настоящей Инструкции.

1.3. Инструкция распространяется на защиту сооружений от почвенной коррозии на электрифицированных участках железных дорог постоянного тока в тех случаях, когда представляется возможным одними и теми же средствами обеспечить защиту и от электрокоррозии, и от почвенной коррозии.

1.4. Основная направленность технических решений в области защиты от электрокоррозии на железных дорогах:

- максимально достижимое имеющимися техническими средствами ограничение утечки тяговых токов в землю;

- качественная изоляция от земли подземных сооружений и конструкций (пассивная защита);

- применение, в случае необходимости, специальных электрических защитных устройств (активная защита).

1.5. Защита от электрокоррозии сооружений и конструкций на станциях стыкования систем электрической тяги постоянного и переменного тока осуществляется на основании требований и нормативов настоящей Инструкции.

1.6. Защита от электрокоррозии проектируемых, строящихся, действующих и реконструируемых подземных сооружений должна осуществляться по проектам защиты, составленным в соответствии с приложением к настоящей Инструкции.

1.7. Необходимость осуществления защиты сооружений определяют по показателям электрокоррозионной опасности, приведенным в главе 2.

1.8. Не допускается принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до выполнения всех предусмотренных проектом мер по ограничению утечки тяговых токов, а подземные сооружения - до осуществления всех предусмотренных проектом мер по защите от электрокоррозии. Если эти меры можно определить только после ввода сооружения или электрифицированного участка в эксплуатацию, то они должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев после ввода в эксплуатацию.

1.9. Координация комплексного решения вопросов проектирования, строительства и эксплуатации защиты железнодорожных подземных сооружений от блуждающих токов, а также согласования решений по защите от блуждающих токов сооружений предприятий и организаций, не входящих в систему МПС России, осуществляется совместным решением соответствующих служб под руководством главного инженера железной дороги в рамках требований настоящей Инструкции.

1.10. В настоящей Инструкции применяются следующие основные определения:

коррозия металлов

- разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой;

электрохимическая коррозия

- разрушение металла в результате взаимодействия с коррозионной средой (раствором электролита) или под действием тока от внешнего источника;

атмосферная коррозия

- электрохимическая коррозия металла в атмосфере воздуха;

подземная (почвенная) коррозия

- электрохимическая коррозия металла в грунтах;

коррозия блуждающим током

- электрохимическая коррозия металла под воздействием тока от внешнего источника;

блуждающий ток

- ток в земле, образованный в результате утечки части тяговых токов с рельсов электрифицированного транспорта, других электроустановок, использующих землю в качестве проводника;

ток утечки

- часть тягового тока или тока других электроустановок, стекающая в землю непосредственно с сооружения, конструкции, рельсов;

поляризация

- изменение потенциала электрода в результате протекания тока;

пассивное состояние

- состояние относительно высокой коррозионной стойкости, вызванное торможением анодной реакции ионизации металла в определенной области потенциала;

защитный потенциал

- потенциал металла, при котором достигается определенная степень защиты (пассивное состояние);

противокоррозионная защита

- процессы и средства, применяемые для уменьшения или прекращения коррозии металла;

электрохимическая защита

- защита металла от коррозии, осуществляемая поляризацией от внешнего источника тока или путем соединения с металлом (протектором), имеющим более отрицательный потенциал, чем у защищаемого металла;

дренажная защита

- электрическая защита металлических подземных сооружений на железных дорогах от коррозии, вызываемой блуждающими токами, основанная на отводе блуждающих токов с подземного сооружения на их источник (рельсы и т.п.);

катодная защита

- электрическая защита металлических подземных сооружений от почвенной коррозии, вызываемой блуждающими токами, основанная на катодной поляризации сооружения от внешнего источника (катодной станции);

протектор

- металл, применяемый для электрохимической защиты и имеющий более отрицательный потенциал, чем у защищаемого металла;

тяговая сеть

- часть системы тягового электроснабжения железных дорог, состоящая из питающих фидеров, контактной сети, рельсовой сети и отрицательных питающих линий;

тяговая рельсовая сеть

- часть тяговой сети, включающая рельсы электрифицированных участков, стыковые соединители, междупутные, дроссельные и междроссельные перемычки, путевые дроссель - трансформаторы;

рельсовая цепь

- электрическая цепь, ограниченная по длине, в которой имеются источник питания и нагрузка (реле), а проводниками электрического тока служат рельсовые нити железнодорожного пути.