1.1. Настоящая Инструкция распространяется на следующие сооружения и устройства электрифицированных железных дорог постоянного тока:
железнодорожные подземные металлические сооружения: электрические силовые кабели, кабели связи, сигнализации, автоматики, телеуправления, стальные и чугунные трубопроводы, подземные стальные резервуары;
стальную арматуру подземных частей железобетонных фундаментов и опор контактной сети, фундаментов мостов, путепроводов, пассажирских и грузовых платформ, постов секционирования, пунктов параллельного соединения контактной сети, релейных шкафов, светофорных мачт и шпал;
рельсы и детали рельсовых скреплений в железнодорожных тоннелях;
устройства энергоснабжения электрифицированных участков постоянного тока в части требований по ограничению утечки тяговых токов.
1.2. Инструкция устанавливает порядок проектирования, осуществления и эксплуатации устройств защиты сооружений, упомянутых в п.1.1 настоящей Инструкции*, от электрокоррозии блуждающими токами, токами утечки и требования к устройствам энергоснабжения железных дорог постоянного тока как к источнику блуждающих токов в части ограничения утечки тягового тока.
________________
* Далее номера пунктов, таблиц, глав, рисунков относятся к настоящей Инструкции.
1.3. Инструкция распространяется на защиту сооружений от почвенной коррозии на электрифицированных участках железных дорог постоянного тока в тех случаях, когда представляется возможным одними и теми же средствами обеспечить защиту и от электрокоррозии, и от почвенной коррозии.
1.4. Основная направленность технических решений в области защиты от электрокоррозии на железных дорогах:
- максимально достижимое имеющимися техническими средствами ограничение утечки тяговых токов в землю;
- качественная изоляция от земли подземных сооружений и конструкций (пассивная защита);
- применение, в случае необходимости, специальных электрических защитных устройств (активная защита).
1.5. Защита от электрокоррозии сооружений и конструкций на станциях стыкования систем электрической тяги постоянного и переменного тока осуществляется на основании требований и нормативов настоящей Инструкции.
1.6. Защита от электрокоррозии проектируемых, строящихся, действующих и реконструируемых подземных сооружений должна осуществляться по проектам защиты, составленным в соответствии с приложением к настоящей Инструкции.
1.7. Необходимость осуществления защиты сооружений определяют по показателям электрокоррозионной опасности, приведенным в главе 2.
1.8. Не допускается принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до выполнения всех предусмотренных проектом мер по ограничению утечки тяговых токов, а подземные сооружения - до осуществления всех предусмотренных проектом мер по защите от электрокоррозии. Если эти меры можно определить только после ввода сооружения или электрифицированного участка в эксплуатацию, то они должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев после ввода в эксплуатацию.
1.9. Координация комплексного решения вопросов проектирования, строительства и эксплуатации защиты железнодорожных подземных сооружений от блуждающих токов, а также согласования решений по защите от блуждающих токов сооружений предприятий и организаций, не входящих в систему МПС России, осуществляется совместным решением соответствующих служб под руководством главного инженера железной дороги в рамках требований настоящей Инструкции.
1.10. В настоящей Инструкции применяются следующие основные определения:
коррозия металлов | - разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой; |
электрохимическая коррозия | - разрушение металла в результате взаимодействия с коррозионной средой (раствором электролита) или под действием тока от внешнего источника; |
атмосферная коррозия | - электрохимическая коррозия металла в атмосфере воздуха; |
подземная (почвенная) коррозия | - электрохимическая коррозия металла в грунтах; |
коррозия блуждающим током | - электрохимическая коррозия металла под воздействием тока от внешнего источника; |
блуждающий ток | - ток в земле, образованный в результате утечки части тяговых токов с рельсов электрифицированного транспорта, других электроустановок, использующих землю в качестве проводника; |
ток утечки | - часть тягового тока или тока других электроустановок, стекающая в землю непосредственно с сооружения, конструкции, рельсов; |
поляризация | - изменение потенциала электрода в результате протекания тока; |
пассивное состояние | - состояние относительно высокой коррозионной стойкости, вызванное торможением анодной реакции ионизации металла в определенной области потенциала; |
защитный потенциал | - потенциал металла, при котором достигается определенная степень защиты (пассивное состояние); |
противокоррозионная защита | - процессы и средства, применяемые для уменьшения или прекращения коррозии металла; |
электрохимическая защита | - защита металла от коррозии, осуществляемая поляризацией от внешнего источника тока или путем соединения с металлом (протектором), имеющим более отрицательный потенциал, чем у защищаемого металла; |
дренажная защита | - электрическая защита металлических подземных сооружений на железных дорогах от коррозии, вызываемой блуждающими токами, основанная на отводе блуждающих токов с подземного сооружения на их источник (рельсы и т.п.); |
катодная защита | - электрическая защита металлических подземных сооружений от почвенной коррозии, вызываемой блуждающими токами, основанная на катодной поляризации сооружения от внешнего источника (катодной станции); |
протектор | - металл, применяемый для электрохимической защиты и имеющий более отрицательный потенциал, чем у защищаемого металла; |
тяговая сеть | - часть системы тягового электроснабжения железных дорог, состоящая из питающих фидеров, контактной сети, рельсовой сети и отрицательных питающих линий; |
тяговая рельсовая сеть | - часть тяговой сети, включающая рельсы электрифицированных участков, стыковые соединители, междупутные, дроссельные и междроссельные перемычки, путевые дроссель - трансформаторы; |
рельсовая цепь | - электрическая цепь, ограниченная по длине, в которой имеются источник питания и нагрузка (реле), а проводниками электрического тока служат рельсовые нити железнодорожного пути. |