Статус документа
Статус документа

ВСН 61-89/Минтрансстрой СССР Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты

Поиски и разведка месторождений строительных материалов

2.41. В связи с отдаленностью районов вечной мерзлоты от действующих предприятий строительной индустрии, особое внимание должно быть уделено поиску и разведке притрассовых месторождений строительного камня и галечника, пригодных для получения морозостойкого щебня для гидротехнического и строительного бетонов, для путевого балласта и укрепительных работ, а также поиску и разведке гравийно-песчаных отложений, необходимых для получения строительного песка, гравия и гравийно-песчаного путевого балласта с учетом требований Технических указаний по изысканию, проектированию и разработке притрассовых карьеров для железнодорожного и автодорожного строительства (ВСН 182-74*).

__________________

* Действуют ВСН 182-91 "Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства". - Примечание "КОДЕКС".

2.42. Поиски месторождений строительных грунтов и материалов, в том числе песчано-гравийных и галечниковых грунтов, пригодных после их обогащения для приготовления гидротехнического бетона и для получения путевого балласта и морозостойкого щебня, целесообразно проводить преимущественно в таликовых зонах долин, на склонах южной экспозиции, террасах и плато, а поиски месторождений камня - по горным склонам, косогорам и берегам рек.

2.43. Для принятия обоснованных решений о возможности и целесообразности применения гидромеханизации земляных работ необходимо учитывать и использовать следующие данные инженерно-геологических изысканий:

характеристику мерзлотно-грунтовых условий в пределах расчетной дальности транспортирования грунта по трубопроводам;

климатическую характеристику района, оценку возможных путей доставки оборудования и наличие источников энергоснабжения;

инженерно-геологические разрезы и механический состав отложений в пределах карьера на глубину до коренных пород, полученные по сетке выработок с шагом около 50 м в пределах прирусловых таликов и по сетке с шагом 25х25 м в мерзлых породах, разработка которых возможна только после их предварительного оттаивания;

контуры таликов с указанием их типов, вида и глубины, уровня и дебита грунтовых вод;

гидрологический и термический режимы возможных источников водоснабжения, включая подекадный ход температуры воды в переходные (зимне-весенние и осенне-зимние) периоды года и сроки ледовых явлений;

оценку возможности и целесообразности в процессе намыва земляного полотна попутного получения строительного песка, пригодного для гидротехнического бетона, а также камня, гравия и галечника, пригодных для дробления на строительный и путевой щебень.