Статус документа
Статус документа

ВСН 61-89/Минтрансстрой СССР Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты

Изыскания для технико-экономического обоснования (ТЭО)

2.23. Основной задачей изысканий на стадии ТЭО является освещение мерзлотно-грунтовых и других природных условий по конкурирующим вариантам трассы, в том числе о расположении и ориентировочных запасах притрассовых месторождений строительного камня, галечно-гравийных и песчаных грунтов.

2.24. Степень детальности, методика и объем исследований должны быть достаточными для общей оценки природных условий в пределах каждого из участков и технико-экономического сравнения вариантов.

Общую оценку участков для размещения трассы и строительства сооружений следует устанавливать в зависимости от сочетания неблагоприятных для них:

общемерзлотных факторов (наличия таликов и островов вечномерзлых грунтов, наличия вечномерзлых грунтов с температурой, близкой к 0 °С, резких колебаний глубины залегания вечномерзлых грунтов и т.п.);

инженерно-геологических, мерзлотных и гидрогеологических условий наличия льдонасыщенных просадочных при оттаивании вечномерзлых грунтов, торфянистых, плывунных и других слабых грунтов, неоднородности их состава и свойств, невыдержанности по мощности и простиранию, наличия подземных льдов, залегания уровня грунтовых вод и т.п.);

мерзлотных процессов и связанных с ними явлений (термокарста, пучин, наледей, солифлюкции и т.п.).

В связи с этим участки для размещения трассы и строительства сооружений следует подразделять так:

неблагоприятные - в случаях наличия и сочетаний различных факторов, неблагоприятных для строительства и эксплуатации земляного полотна и других сооружений, негативное влияние которых не может быть устранено при помощи инженерных мероприятий;

малоблагоприятные - при наличии негативного влияния неблагоприятных факторов и их сочетаний, устранимого посредством инженерных мероприятий;

благоприятные - при отсутствии неблагоприятных факторов.

2.25. Изучение мерзлотно-грунтовых условий необходимо выполнять применительно к отдельным разделам проектирования - трассе, станционным площадкам и площадкам под жилые поселки, мостовым переходам и тоннельным участкам.

2.26. Грунтовые и мерзлотные особенности целесообразно изучать с применением метода инженерно-геологических аналогий на характерных эталонных участках (аналогах), намечаемых на основании геоморфологических, ландшафтных и мерзлотных признаков (равнинные, террасовые и другие участки с незаболоченной поверхностью, мари, склоны разной крутизны и экспозиции, конусы выносов, участки с проявлением мерзлотных процессов и т.п.).

2.27. Выделение эталонных участков по признакам, указанным в пп.2.23-2.26, и изучение на них мерзлотно-грунтовых особенностей следует выполнять на основе имеющегося картографического материала и данных дешифрирования аэроснимков, а также в процессе инженерно-геологической съемки масштаба 1:25000 полосы местности шириной 250-300 м вдоль каждого варианта.

2.28. Инженерно-геологическую и мерзлотную съемку следует дополнять на отдельных участках трассы разведочными работами с применением геофизических и других методов исследования (рекомендуемое приложение 2) для уточнения мерзлотно-грунтовых и гидрогеологических условий, а также для выявления границ распространения просадочных при оттаивании грунтов, оконтуривания площадей с наличием подземного льда и мерзлотных явлений.